алгоритмизация самообучения и саморазвития с возможным использованием автоматизированной информационной системы

Алгоритмизация самообучения и саморазвития с возможным использованием автоматизированной информационной системы

Алгоритмизация самообучения и саморазвития с возможным использованием автоматизированной информационной системы
Источник
С. 387-391 Молодежь. Наука. Инновации. Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова - Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО "РГУИТП", 2013-2014. - 486 с.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
(0)
Реализовывать условия эффективной работы памяти и эффективного самообразования и саморазвития можно в виде алгоритмов деятельности. Еще более удобно можно реализовывать приведённые условия в рамках автоматизированной информационной системы.
Работа пользователя с системой начинается с составления общих указаний, которыми в последующем пользователь будет пользоваться при построении процесса саморазвития.
На основании этих положений выделяется средство самоконтроля, посредством которого осуществляется самоконтроль всей деятельности.
С целью создания положительно-устойчивой мотивации к процессу саморазвития составляется договор «сам с собой».
В качестве одной из форм работы может выступать самостоятельное занятие – это единица познавательной и развивающей деятельности, проводится по определенному алгоритму:
Организация работы (подготовка рабочего места, запуск программного средства, подготовка материала).
Диагностика (основная: выбор подалгоритмов для работы на этом занятии):
Определение с использованием средств диагностики типа очередного занятия (изучение материала, повторение материала или др.)
Определение целей занятия (необходимая глубина запоминания, понимания, проработки).
Самодиагностика:
- общая самодиагностика общего развития для долговременного планирования;
- самодиагностика состояния человека, уровня ближайшего развития, с целью определения наиболее эффективного подалгоритма и параметров выбранного подалгоритма для занятия;
Определение с использованием специальных средств типа материала, с которым человек будет работать.
Время для целенаправленного саморазвития. Саморазвитие свойств личности людей, на основе сохранения параметров для дальнейшей коррекции их работы, направленное на обеспечение эффективности: скорочтения, развития памяти, внимания и т.д.
Самообучение выполнению условий эффективной работы памяти и использования алгоритма и подалгоритмов (с сохранением параметров для дальнейшей коррекции работы).
Тренинг с целью долговременного повышения работоспособности, качества запоминания, навыков и т.д. в зависимости от выбранного подалгоритма.
Время для гимнастики.

Закрепление результатов тренинга с помощью избранных подалгоритмов.
Общий инструктаж о дальнейшей работе, напоминание о соблюдении применяемых на этом занятии способов реализации условий эффективной работы памяти.
Тренинг с целью кратковременного повышения работоспособности, качества запоминания, с целью повышения качества работы человека по выбранному алгоритму.
Направляющий короткий инструктаж.
Время для выбранного по результатам диагностики подалгоритма самообразования.
Тренинг, направленный на повышение качества сохранения изученного материала.
Постинструктаж.
Завершающая диагностика: определение уровня утомления; определение возможностей дальнейшего саморазвития; определение качества запоминания материала; с целью индивидуальной коррекции используемого на занятии подалгоритма.
Время для оздоровительных мероприятий.
Обязательный отдых или смена сферы деятельности (конец алгоритма).
Временное соотношение между пунктами выполняемого алгоритма занятия выбирается и устанавливаются в программе в соотношении от минуты и до любого указанного временного промежутка.
Помимо использования приведенного алгоритма возможно использование алгоритма циклических разнородных видов деятельности (продолжительностью около 15 минут). Деятельность при этом чередуется по принципу максимального отличия видов деятельности.
В автоматизированную информационную систему заложены следующие алгоритмы изучения материала.
Алгоритм изучения материала с последовательным развитием скорочтения в процессе познавательной деятельности.
1. Человек работает с упражнениями, направленными на увеличение скорости и качества чтения.
2. Человек читает необходимую ему для самообразования литературу.
3. Контролирует и корректирует психологические процессы, влияющие на качество и скорость чтения, находит ошибки в своих действиях и исправляет их (регулярно с любой выбранной периодичностью в зависимости от числа прочитанных страниц или времени). Например, каждые 2-50 страниц или каждые 3-15 минут человек делает остановки для проведения самоконтроля и самокоррекции.
Алгоритм изучения материала: изучение печатного или электронного текстового учебного материала с применением смыслового разбиения изучаемого материала.
1. Любой текст любого размера можно предложить разбивать по смыслу на отдельные части, образующие при этом список, состоящий из 1,3 иногда 2,4 элементов. Придумать и запомнить заголовки этого списка, исходя из вышеприведенных рассуждений, будет возможным.
2. Если детализированность запоминания достаточна человеку, то на этом этапе можно остановиться, раскрывая в последующем при воспроизведении содержание пунктов списка в общем, своими словами.
3. Если же требуется более глубокое знание материала или же он большой по объему, то получившиеся части текста разбиваются на свои подсписки, каждому подсписку дается свой заголовок и воспринимается как завершенная часть исходного материала, если глубины знаний достаточно, то опять же на этом можно остановиться, и так далее.
Алгоритм изучения учебного материала с использованием изучения нескольких источников по разным направлениям знания.
Время чтения одного источника можно предложить варьировать в определенном промежутке времени (например от 0,5 минуты до 45 минут) в зависимости от уровня развития человека (в частности его уровня мобильности). При этом длительность такого однократного чтения одного источника может зависеть от длины завершенного информационного блока (абзаца, параграфа, главы и др.). При этом информация из каждой области знаний будет потребляться завершенными по смыслу частями.
Чтение источника в строго ограниченных временных рамках. Выбираемые временные рамки могут зависеть от типа материала и удобства доступа к информации в зависимости от уровня развития человека (в частности его уровня мобильности). Например, 4 минуты человек читает психологию, потом 4 минуты программирование и так далее. При работе с электронным вариантом за счет удобства и скорости смены отображения источников это время может быть меньше.
Автоматизированная информационная система отслеживает временные промежутки и обеспечивает выведение информации на экран монитора.
Алгоритм изучения материала с использованием отвлекающего эффекта компьютерных игр.
1. Человек изучает выбранным им способом с необходимой ему скоростью и качеством материал в количестве одной смысловой единицы информации (предложение, абзац, страница, глава).
2. Если есть необходимость, то в течение определенного промежутка времени человек обдумывает, анализирует, осмысляет изученную смысловую единицу информации.
3. После чего происходит резкая остановка работы с максимально быстрым переключением на компьютерную игру и с полным отвлечением от изучаемого материала на время игры на срок продолжительностью от 50 секунд. После окончания отведенного промежутка времени на игру человек переходит к изучению следующей смысловой единицы.
4. Далее алгоритмический цикл повторяется, до тех пор пока не будет изучен необходимый объем материала или не закончится время, отведенное на самостоятельное занятие.
При изучении материала с использованием описанного алгоритма можно предложить людям применять следующие способы изучения материала:
1. Быстрое чтение с усвоением основной идеи учебного материала. Такой способ изучения может применятся при небольшом количестве времени, выделенном на изучение всего материала, и невозможности более глубокого и качественного изучения в виду отсутствия достаточных временных ресурсов.
2. Быстрое чтение с полной проработкой всего объема информации, содержащейся в учебном материале.
3. Чтение с глубоким осмыслением, обдумыванием применения, мысленным сопоставлением с ранее изученным материалом, поиска связей с ранее изученными частями материала и т. п.
4. Изучение с последующим припоминанием материала без опоры или с опорой на текст. При этом припоминание при использовании описанного алгоритма можно предложить проводить после прерывания на загрузку информации и отдых.
Компьютерные игры в описанном алгоритме применяются для временного отвлечения внимания от изучаемого материала, поэтому при выборе используемой при самообразовании игры можно предложить применить при выборе к компьютерной игре следующие требования:
1) Максимальная динамика игры.
2) Максимальная зрелищность.
3) Игра должна включать как можно меньше интеллектуального напряжения.
4) При нажатии на паузу игра должна резко останавливаться, лучше с резким звуком, который может ассоциироваться у изучающего материал человека с переключением на быструю продуктивную работу.
Программное средство, предназначенное для временного контроля в процессе использования описанного алгоритма, работает по следующему алгоритму.
1. При запуске программы начинается отсчет времени, в течение которого происходит изучение материала, время должно отображаться на экране.
2. После следующего нажатия на клавишу происходит остановка подсчета времени, автоматически вычисляется время, которое необходимо затратить на игру (процент времени, затрачиваемого на игру, устанавливается заранее обучающимся или инструктором в программном средстве и может быть изменено). И начинается обратный отсчет вычисленного промежутка времени.
3. По истечении временного промежутка подается звуковой сигнал, сигнализирующий о необходимости остановить игру и начать изучать следующий смысловой блок информации. Автоматически начинается отсчет времени, которое человек потратит на изучение следующего смыслового промежутка.
В программе присутствует возможность установки интервала времени, по истечении которого программа будет подавать сигналы о том, что желательно побыстрее закончить изучение выбранной смысловой части или выбрать более меньшую часть изучаемого материала, для проработки. Если человек выберет для себя примерный промежуток времени, в течение, которого он будет изучать материал, он мог бы иметь возможность дополнительного контроля при обучении на случай высокого сосредоточения на материале и невозможности отслеживания затраченного времени. Данная возможность может применятся по желанию, исходя из индивидуальных особенностей человека (в том случае если дополнительные звуковые сигналы не будут мешать изучению материала и понижать качество самообразования).
Алгоритм повторения изученного материала с использованием бланков самоконтроля или программных средств при повторении.
1) последовательное изучение материала, с внесением данных в описанный бланк;
2) последующее регулярное отслеживанием сроков повторений (осуществляется автоматически) и повторением единиц информации, срок повторения которых уже настал (определяется временной таблицей, по принципу каждое последующее повторение осуществляется по прошествии промежутка времени в пять раз превышающий промежуток времени в течении которого материал был известен человеку (от момента изучения до момента окончания последнего повторения)).
Описанные алгоритмы и автоматизированная информационная система могут повысить качество самообразования и саморазвития человека. автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Источник
С. 387-391 Молодежь. Наука. Инновации. Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова - Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО "РГУИТП", 2013-2014. - 486 с.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
 

Рейтинг@Mail.ru