упражнения для тренингов по коррекции застенчивости

Упражнения для тренингов по коррекции застенчивости

Упражнения для тренингов по коррекции застенчивости
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
(0)
На тренингах можно применять следующие упражнения:
Первое упражнение: Танцы по заданиям.
1. Задние: по время танца участники должны делать самые безрассудные и смешные движения.
Все встают в круг: Один из тренирующихся показывает движение. Все в кругу повторяют. Затем следующий, рядом с ним стоящий показывает движение и т.д. 5-10 минут.
Тоже самое только после того как одни показал движение, все остальные делают это движение не вместе, а по очереди и все внимание сосредоточено на них.
Тоже самое что и в 1), только показывающий выходит показать движения в центр.
2. Аналогичные задания, только движения теперь по возможности красивые.
3. На столе показывают неполный стриптиз (только во взрослых группах, согласия всех членов группы, не желающие могут покинуть на время выполнения упражнения помещение).


Второе упражнение: Использование «масок».
Участникам предлагается вспомнить беззастенчивых героев из фильмов, выбрать себе одного из них, и попробовать вести себя несколько минут как этот герой. Остальные участники помогают ему побыть в этой роли играя других людей из этого фильма.
Здесь могут быть следующие «маски» (роли):
1. Флетч.
2. Эйс Вентура.
3. Терминатор.
4. Другая на выбор.
При этом необходимо дать понять участникам, что неважно как играет плохо или хорошо – главное отвлечься от мыслей о себе.
Затем необходимо побеседовать с тренирующимися, о том как можно применять эти маски в жизни, в некоторых ситуациях.

Третье упражнение: Мастерство коммуникации.
«ШECTЬ CПOCOБOB PACПOЛAГATЬ K CEБE ЛЮДEЙ:

Пpaвилo 1: Пpoявляйтe иcкpeнний интepec к дpyгим людям.
Пpaвилo 2: Улыбaйтecь!
Пpaвилo 3: Пoмнитe, чтo для чeлoвeкa звyк eгo имeни являeтcя caмым cлaдким и caмым вaжным звyкoм чeлoвeчecкoй peчи.
Пpaвилo 4: Бyдьтe xopoшим cлyшaтeлeм. Пooщpяйтe дpyгиx paccкaзывaтьвaм o ceбe.
Пpaвилo 5: Beдитe paзгoвop в кpyгy интepecoв вaшeгo coбeceдникa.
Пpaвилo 6: Дaвaйтe людям пoчyвcтвoвaть иx знaчитeльнocть - и дeлaйтe этo иcкpeннe» .
Задание: Выучить эти правила. Потренировать их использование в беседе с членом группы.
Эти правила написанные на плакате весят на стене.
Члены группы встают в 2 ряда, лицом друг к другу.
Двое тренирующихся, оказавшиеся лицом к лицу, начинают применяют и тренируют все эти правила путем общения на свободную тему (если есть проблемы с темой тренирующимся ее подсказывает тренер):
? по одному правилу по очереди,
? потом по 2 правила сразу,
? потом по 4 правила,
? все сразу.
Один заход – 2 минуты, потом звучит свисток, одни ряд смещается на одного человека вправо, задний, оставшийся один тренерующийся, перебегает вперед. Сначала акцентуируется внимание на каждое конкретное правило, когда пройдут все правила, начинают тренировать их сразу по 2 и т.д.

Четвертое упражнение: Пение.
a) Все в группе поют песню, подпевая певцу, с записи.
b) Тоже самое, но только используется караоке.
c) Тоже самое, только теперь поют по 3 члена группы.
d) Тоже самое, только по 1 члену группы.
e) Тоже самое только без музыки.

Перед выполнением упражнения участникам разъясняется, что петь красиво не обязательно, важно отвлечься от мыслей о себе о то как выгляжу и т.п.

После выполнения этих упражнений группа разбивается на пары по половому признаку (по жребию):
a. Петь песни под запись строчку мужчина (юноша, мальчик) строчку женщина (девушка, девочка).
b. Аналогично под караоке (по ролям).
c. Аналогично без музыки.


Пятое упражнение: Чтение по ролям.
Читается по ролям сначала комедийный текст, потом текст эротического содержания (при работе с людьми старше 16 лет).
Вначале просто читают, позже с выражением.

Шестое задание: Маленький театр.
Разыграть какую-нибудь сценку.
Каждому участнику дается роль, текст, после чего под руководством тренера без подготовки разыгрывается сцена. При этом отдельные фрагменты переигрываются до достижения желаемого эффекта раскованности, сосредоточения на роли.

Седьмое задание: Медитация и гипноз.
Перед началом упражнение необходимо сказать тренирующимся, что мозг частицу «не» не воспринимает и использовать ее запрещается.

1) Тренирующиеся произносят фразы характеризующие их уверенность в себе. При этом сначала использует слово «Я», тут же «Вы».
Например:
«Я уверен в себе.
Вы уверены в себе
Я прекрасно себя чувствую. Вы прекрасно себя чувствуете.
Я знаю что я делаю.
При общении я абсолютно спокоен.
Застенчивость отсутствует».
2) Тренирующиеся аналогично должны произносить фразы по очереди и никто не должен повториться.
3) Тренирующиеся рассаживаются на свои места. Находят у себя точку ниже пупка на 2 пальца. Закрывают глаза.
Сказать им: «Сосредоточьтесь на этой точке. Почувствуйте себя в центре всего что есть вокруг. Вы в центре все что вокруг окружает вас. Вы центр всего». Несколько раз.
4) Гипноз под запись.
5) Группа сидит на своих местах, если в школе то на своих местах за партами, если группа, то на стульях, образующих круг. Начиная с тренера начинаем произносить фразы характеризующие беззастенчивость, уверенность, направленность на общение сначала себя, потом других членов группы. Например: Я уверен в себе. Вы уверены в себе. Подобные фразы произносят все в группе.
6) Группа встает в круг. Тренер берет мяч – бросает его кому то и говорит фразу характеризующую уверенность того, кому он бросает мяч.
7) Виртуальная дверь проходя которую человека чувствует что изменился, что вошел в мир где нет застенчивости, где он полностью уверен в себе. Это можно проделывать вместе со всей группой, когда каждый проходит свою дверь. Можно также, организовать так чтобы вся группа проходила через одну дверь. Желательно проделывать это упражнение регулярно, и в первом и во втором варианте.
За ней – зеленая трава солнышко светит
8) Представляем нашу застенчивость в виде чудовища. Потом «волшебной» силой воли превращаем ее в таракана. Ловим таракана рукой. Кладем воображаемого таракана на стол и давим.

Восьмое задание:

Изучаются позы уверенности в себе и закрытости.

Позы уверенности.
1. Одна кисть держит другую за спиной.
2. Американская поза уверенности– одна нога на другой.
3. Голова наклонена вбок – вы показываете заинтересованность.
4. Руки за головой.
5. Руки ковбоя – агрессивная сексуальная поза.
6. Расставленные ноги.
7. Деловой, нормальный и интимный взгляд.
8. Девушки - жесты прихорашивания, покачивание бедрами, взгляд искоса, полуоткрытый рот.
9. Поворот ног в сторону того с кем вы общаетесь.
10. Копирование жестов – зеркальное отражение.
11. Улыбка. (Алан Пиз) .

Тренер объясняет группе, что необходимо использовать позы уверенности, в моменты проявления застенчивости (По мнению Алана Пиза не только душевное состояние влияет на позу человека, но и наоборот поза на душевное состояние).

Девятое задание:
Просмотр фильмов «Муравьи в штанах», «Американский пирог», «Флетч», «Флетч 2», «Маска» и обсуждение примеров из фильма проявления застенчивости, и беззастенчивости.

Десятое задание: Чат по заданиям.
Группа садится за компьютеры и выходит в Интернет. Выбирается какой-нибудь чат (например «Кроватка») вся группа входит в него. Ник лучше выбрать по порядку: номер и имя из четырех букв. (Сергей – 1Серж, 2Лена, 3Катя, 4Саша, 5Даша, Наташа – 6Ната и т.д.).

Сначала каждый выходит на кого-нибудь
1) Здоровается, обменивается любезностями.
2) Знакомится – спрашивает имя.
3) Договариваются о теме разговора.
4) Признаются в любви друг другу. (Игра). Общаются на тему любви.
Или выполняют другое задание тренера.
Потом выходят на других в этом чате. По аналогичной схеме.
Предупредить: Обязательно показать полную уверенность в себе.

Одиннадцатое упражнение:
Аналогичное упражнение только используется чат с веб камерой.

Двенадцатое упражнение:
Членам группы раздается журнал «Супер». Каждый должен выбрать статью, которая после просмотра будет обсуждена группой.

Тринадцатое упражнение:
Члены группы играют в аниме-эротические-хинтай игры. Если есть вопросы по поведению героев игры, то тренер их разъясняет.

Четырнадцатое упражнение:
Тренирующие садятся на свои места. Они должны представить будто находятся одни в помещении.

Упражнение: Криковые упражнения.
Выполняется после четырнадцатого упражнения. Выполняются как группой, так и по одиночке в составе группы, когда все внимание членов группы направлено на тренирующегося.
Примеры:
1) замычать как корова.
2) как сова
3) как курица
4) как слон.
5) как петух
6) как ворона.


Упражнение: Письменный чат
Все пишут друг другу записки.
Предварительно даются задания – индивидуальные – например,
? написать записку всем в класса,
? всем девушкам (женщинам, девочкам) в группе,
? всем юношам (молодым людям, мужчинам),
? конкретной девушке, юноше

При этом: Сначала в группе задания даются всем одинаковые, потом постепенно задания начинают различаться. Одному может быть дано задание признаться в любви например Тане, а тане предложить дружбу в ответ, другому участнику тренинга может быть дано задание просто написать всем о чем-то одном и т.д.
Задания выдаются тренером на сове усмотрение в письменном или набранном виде, другие участники группы не должны знать кому какое задание дано. Задания выдаются на основе наблюдений тренера за коррекционном процессом застенчивости, и в зависимости от силы последней на момент выполнения упражнения.

Задания:
Признаться в любви.
Познакомится (Если будет дано такое задание, то на время выполнения тренинга каждому участнику группы выдается новое имя.
Поговорить о учебе (работе).
Узнать время и т.д.

Данное упражнение может выполнятся во время уже выполнения других упражнения, требующих немного внимания от большинства членов группы, например во время караоке-пения одного из членов группы.

Упражнение:
Поработать ди-джеем, коммивояжером и т.п. Группа подыгрывает.

Упражнение:
Выход с группой на дискотеки и подобные мероприятия. На этих мероприятиях каждому члену группы дается конкретное задание, например
подойти к той девушке и познакомится с ней;
подойти к юноше и заговорить с ним;
подойти спросить мнение;
поучавствовать в каком либо мероприятии.


Упражнение:
Вспомнить ситуацию проявления застенчивости из своей жизни, взять нескольких сверстников из своей группы и рассказав что им делать или поручив это тренеру разыграть сложившуюся ситуацию.
Обсудить с группой данную ситуацию. Вместе решить как бы следовало поступить в этой ситуации.
Разыграть эту ситуацию уже с исправленным исходом.
Тоже самое можно сделать в воображении каждого из участников группы – при групповой работе.

Упражнение:
Дозвониться на телевидение, радио передать привет поговорить с ди-джеем, ведущим.

Упражнение:
Описать ситуацию проявления застенчивости и о своих переживаниях и чувствах в данной ситуации. Обсудить с группой данную ситуацию. Все это записывается на диктофон. Через 2 месяца работы с группой данная запись прослушивается и обсуждается с группой заново, каждый описывает свои чувства, подмечает что изменилось в его поведении.

Упражнение:
Учимся улыбаться, смеяться, смешить. Тренинг чувства юмора.

Упражнение: Выезд, применение социальных навыков в конкретной ситуации, например на улице.
Задания:
подойти к незнакомцу спросить который час;
подойти узнать где находится дом культуры;
спросить где находится нофелет;
подойти спросить рубль, не хватает мл.;
подойти познакомится;
подойти к девушке пригласить на свидания;
подойти предложить выйти за себя замуж и др.


Упражнение:
Ударный метод коммуникации. Человек должен отвлечься от своей застенчивости и быстро отвечать на любые вопросы других участников тренинга, практически не думая («... проявления З. можно скорректировать, ... включая в игры, где необходима инициатива, умение принять быстрое решение, проявить смелость...» ).

Упражнение:
Учиться мыслить рационально.

Упражнение:
Написать для себя правила общения на работе, учебе, с друзьями, что можно делать, а что нельзя.


Упражнение: Приглашение на танцы.
1)
а) Юноши приглашают девушек на медленный танец.
б) Девушки идут и приглашают юношей на медленный танец.
(Девушкам отказывать нельзя, также как и юношам).
2) Тоже самое только девушкам отдельно сказать, что первому они должны отказать. А второго согласиться. Как и юноши. Вежливо конечно.
3) Тоже самое только заранее выбирается один избранный(ая) и только на его предложение можно согласиться.
Потом проводится соответствующая работа и разъяснения.


Эти упражнения проделывается следующими двумя способами:
1) Когда действия которые необходимо выполнить идут по нарастающей, постепенно. То есть мы постепенно отодвигаем планку застенчивости.
Тренирующимся необходимо делать внушение и постоянно говорить – что бесконечного ничего нет и будет момент, когда эта планка, которая мешает на действовать исчезнет совсем, упадет в пропасть и полностью исчезнут коммуникационные барьеры.
2) Рывками – когда от тренирующегося требуется проделать упражнение или произвести коммуникационное действие, намного превосходящее его возможности на данным момент, то есть не отодвинут, а оттолкнуть планку застенчивости. Стресс вызванный этим социальным действием, может сильно помочь коррекции застенчивости, а также еще раз поможет понять и почувствовать нелепость своих страхов и барьеров.
Необходимо анализировать себя беспристрастно. Поменять угол зрения, точку зрения, взгляд на себя.
Человек учится рисковать и настраивать себя на риск. Вскоре для него это станет привычным и он сможет совершенно спокойно рисковать во время общения.

автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
 

Рейтинг@Mail.ru