эффективное ускоренное потребление информации специалистом, как социальный аспект экономики, основанной на знаниях

Эффективное ускоренное потребление информации специалистом, как социальный аспект экономики, основанной на знаниях

Эффективное ускоренное потребление информации специалистом, как социальный аспект экономики, основанной на знаниях
Источник
Культурное и историческое наследие в образовании и науке // Материалы VIII Международной научно-методической конференции /под редакцией профессора Андреева А.Н. - Пенза: Изд-во Пензенского филиала РГУИТП, 2012, - 244 с. С. 136-140.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
(0)
В условиях современной экономики при ориентации страны на инновации и наукоемкие сферы производства достаточно актуальным может являться необходимость возможности качественного ускоренного потребления информации специалистом в процессе профессиональной деятельности или профессиональной подготовки.
Повышению качества профессиональной подготовки может способствовать оптимизация использования им времени. В качестве средства оптимизации может использоваться: прослушивание аудиокниг в процессе монотонной не требующей достаточного уровня сосредоточения работы или деятельности, развитие скоро чтения, оптимизация работы памяти, самообразование, обучение во сне.
ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОКНИГ
В качестве другого способа оптимизации используемого времени может выступать изучение учебного материала посредством прослушивания изучаемого материала в виде аудиокниг.
С целью изучения преимущественно гуманитарного учебного материала и литературы, можно предложить использовать такой, простой на первый взгляд, способ потребления информации как простое прослушивание.
Актуальность такого способа может стать очевидной, если принять во внимание следующие аспекты.
1. Появление портативных устройств воспроизведения звука и видео, обладающие следующими свойствами: объем памяти достаточный для хранения большого объема звуковой информации, достаточно продолжительная работа без подзарядки, возможность слушать воспроизводимый материал, не отвлекая окружающих посредством мини-наушников. Подобные аудиоустройства могут быть достаточно эффективны как средство самообразования без отрыва от обыденных дел и производства.
2. Снижение привлекательности рабочих специальностей для людей с высшим образованием, в связи с появлением потребности в постоянном получении информации и монотонностью и не информативностью предлагаемой профессиональной деятельности, и как следствие не вызывающего достаточного интереса процесса труда.
Подобную проблему могло бы решить введение в использование на рабочем месте портативных устройств воспроизведения звука, содержащие обучающий аудио материал. Такое нововведение может не только повысить привлекательность работы, но и позволить специалисту планомерно повышать свой образовательный уровень, а также способствовать увеличению престижности рабочих специальностей. Рабочий при такой форме организации труда получает возможность в дальнейшем перейти на более наукоемкие сферы деятельности и при желании получить диплом об образовании, если будет проходить обучение на заочном отделении или дистанционно.
Для проведения такого самообразования могут подходить профессионально-озвученные и специально записанные посредством специальных аудио-программ аудиокниги и аудио спектакли.
Профессионально озвученные аудиокниги имеют в качестве положительной стороны приятное слуху звучание, передачу помимо смыслового содержания и эмоциональной информации, аудио спектакли при этом могут доставлять эстетическое удовольствие.

УСКОРЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И АУДИО ИНФОРМАЦИИ
Однако записанные через специальные программные средства аудио книги могут быть предпочтительными благодаря такой возможности как регулировка скорости воспроизведения текста. Эта возможность может позволить благодаря постепенному планомерному увеличению скорости воспроизведения текста повышать скорость восприятия материала без вероятно достаточного снижения качества воспринимаемого материала. Что позволяет достигнуть ускорения и увеличения объемов запоминаемого материала во времени. А также достижения определенных уровней саморазвития, перспектив ускорения развития и самообразования.
При этом увеличение скорости комфортного восприятия текста может повысить качество работы специалистов в некоторых областях деятельности, требующих хорошей реакции и достаточно большой скорости переработки информации.
При использовании описанного способа самообразования и саморазвития можно предложить использовать следующий график ускорения воспроизведения аудиокниг. В течение 2х лет от начального 79 слова в минуту (включая предлоги) до 138 слов в минуту (ограничение большинства программ воспроизведения книг), а по достижении приведенного порога и последовательно до 237 слов в минуту (посредством использования программ обработки аудиофайлов). Таким образом, возможно увеличение скорости качественного восприятия текста в 3 раза.
При использовании предложенного плана ускорения восприятия информации при последовательном ускорении от 79 до 138 слов в минуту можно предложить прослушать около 27 книг (объемом от 100 до 1000 книжных страниц, шрифт 10, формат страницы А5). А от 138 до 237 слов в минуту около 54 книг, при последовательном планомерном увеличении скорости воспроизведения.
Таким образом, при последовательном увеличении скорости воспроизведения книг можно предложить использовать замедление последовательного прибавления скорости воспроизведения.
При этом удобно использовать постепенное ускорение в 3 слова в минуту при прослушивании от книги к книге при увеличении скорости от 79 до 138 слов в минуту, и на 1,5 слова при увеличении скорости воспроизведения от книги к книге от 138 до 237 слов в минуту. В зависимости от возможности человека возможно и большее ускорение качественного восприятия текста или не достижение указанных уровней скорости восприятия текста на слух. В этих случаях необходимо устанавливать скорости воспроизведения исходя из требования полного восприятия и понимания воспроизводимого текста без пропусков.
При наличии удобных специальных программ этот процесс можно сделать более равномерным. При этом программа для записи печатных книг в текстовом формате в звуковой файл должна иметь интерфейс достаточно удобный для планомерного увеличения скорости, и достаточной возможности ускорения воспроизведения текста.
Параметры ускорения воспроизведения аудиокниг могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его уровня развития. Ускорение воспроизведения книг без снижения качества запоминания может быть и больше чем 237 слов в минуту, если позволяют возможности развития конкретного человека. Это же замечание можно отнести и к начальной скорости воспроизведения аудиокниг. Оно может быть как больше, так и меньше 79 слов в минуту. При выборе начальной скорости воспроизведения материала можно порекомендовать руководствоваться ощущениями комфорта прослушивания восприятия аудиоинформации.
При последовательном ускорении необходимо помнить о необходимости комфортности восприятия информации. То есть чрезмерное повышение скорости воспроизведения, значительно опережающее уровень возможности качественного восприятия текста, может снизить не только качество запоминания, и понимания материала, но и качество увеличения скорости восприятия информации человеком. Однако дозированное опережение возможности комфортного восприятия текста при выборе скорости воспроизведения, может способствовать увеличению скорости качественного развития человека и скорости восприятия им информации на слух без снижения качества запоминания и понимания материала. Все параметры ускорения восприятия аудиоинформации можно порекомендовать соотносить с индивидуальными особенностями человека.
Ускорению качества восприятия человеком и качества использования им времени могут способствовать специальные программные средства, позволяющие автоматизировать все процессы от скорости воспроизводимого текста до скорости постепенного ускорения воспроизведения текста.
Повышению уровня комфортности прослушивания аудиокниг может помогать специальное, способствующая активации работы музыка, не содержащая слов, отвлекающих внимание человека. Прослушивание аудиокниг с интегрированной фоновой музыкой может не только доставлять эстетическое удовольствие, но и приводить к развитию эстетических способностей человека.
ВНУШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ АУДИОКНИГ
С целью оптимизации использования времени можно предложить интегрировать в записи аудиокниг специально подобранные фоновые внушения. Например, на улучшение памяти, здоровья и т.д. Подобные внушения могут иметь достаточный эффект при условии достаточно большого времени затрачиваемого на прослушивание аудиокниг.
Подобные внушения могут быть достаточно эффективными благодаря тому, что часть времени человек, использующий описанный способ самообразования может проводить в дороге (ходьба), занятия спортом (бег), при монотонной работе, способствующим достижению человеком измененного состояния сознания, которое может положительно влиять на качество производимых внушений (Ахмедов Т.И.).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАТРАЧИВАЕМОГО НА МОНОТОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ
Способ самообразования посредством прослушивания аудиокниг может быть достаточно актуальным в связи с наличием в жизни многих людей достаточно большого объема времени, ежедневно затрачиваемого на дорогу, приготовление и приема пищи, и другие монотонные дела, не требующие высокого уровня сосредоточения.
Достаточно актуальным этот способ может быть в среде профессий требующих регулярного отслеживания изменений в нормативных документах и журналах.
ПОВТОРЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОСЛУШИВАНИЯ АУДИОКНИГ
Для эффективного сохранения информации после изучения, ее необходимо повторять (Зинченко Т.П., Смирнов А., Бэддели А.).
При использовании прослушивания аудиокниг в качестве способа повторения можно предложить изучение в течение достаточно продолжительного времени подборки книг на одну и ту же тему. При этом за счет повторения основ изучаемой темы в каждой книге будет осуществляться не едино разовое обращение к изученному материалу в различных лексических стилях изложения. Благодаря этому будет происходить повторение наиболее важного и основополагающего материала по рассматриваемой проблеме. Остальной материал, всегда в процессе профессиональной деятельности можно будет посмотреть в справочнике.
При таком подходе будет приобретаться разносторонний взгляд на изучаемую проблему и рассматриваться мнения различных авторов, что может уменьшить вероятность получения некачественной или спорной информации.
Описанный способ самообразования может быть достаточно актуальным и в процессе использования при дистанционной форме образования e-learning,
САМООБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ, ИГРОМАНИЯ
Актуальной на сегодняшний день для некоторых специалистов может являться проблема "Игоромании". В качестве варианта решения проблемы можно предложить описанный способ потребления информации, то есть прослушивание аудиокниг в процессе игры. Человек в процессе некоторых игр, незахватывающих целиком внимание играющего может слушать и качественно воспринимать информацию, передаваемую по аудиоканалу.
При этом игры можно предложить рекомендовать выбирать отвечающими следующим требованиям: во время игры не должно быть необходимости думать или рассуждать, например, над выбором маршрута продвижения или стратегией игры. То есть могут подойти для организации такой формы обучения симуляторы, гонки требующие навыка, не требующие анализа игровой ситуации и т.д.
Последовательно самообразование в процессе игры в этом случае может приводить к повышению уровня образования и уровня развития интеллекта играющего. Что в перспективе может привести к частичному или полному отказу от компьютерных игр в связи с возможным приобретением желания использовать более серьезные виды мозговой деятельности. Как вариант, человек может продолжить играть, но время при этом будет расходоваться более эффективно, в результате может повышаться интеллектуальный потенциал общества.
С другой стороны для наименее мотивированной части населения игра с обучением (прослушиванием аудиокниг) может быть достаточно привлекательным способом самообразования. Однако при использовании такой формы обучения необходимо обратить внимание на последующий контроль знаний, чтобы присутствовала у играющего человека установка на запоминание. Установка на запоминание может оказать положительный эффект на качество запоминания (Смирнов А., Зимняя И.А.).
ИЗУЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В условиях глобализации экономики и повышения миграции, а также ускорения увеличения общего объема информации и как следствие увеличение информации необходимой для профессиональной деятельности достаточно актуальной проблемой может быть необходимость владения человеком несколькими иностранными языками.
Анализ географических данных позволил предложить следующую последовательность изучения языков в порядке убывания численности носителей языка: Китайский (Мандарин), Индийский (Хинди), Английский, Испанский, Арабский, Русский, Бенгали, Португальский, Малайско-индонезийский, Японский, Немецкий, Французский, Персидский. На этих языках говорит или понимает их практически вся планета. Приведенная подборка языков обладает и наиболее обширной географией захватывающей всю планету. Таким образом, человек, владеющий этими языками, мог бы наиболее полно охватить весь объем знаний необходимых в той или иной деятельности, которые имеются на планете. Очередность изучения языков может меняться в связи с политическими и историческими причинами. Например, очевидно, что при изучении иностранных языков надо начинать с Английского, поскольку он является де-факто интернациональным языков в различных областях в том числе и в сфере информационных технологий.
ОБУЧЕНИЕ ВО СНЕ
В качестве одного из способов оптимизации использования времени может выступать активное использование обучения во сне. Такая форма обучения позволяет задействовать для профессиональной подготовки временные ресурсы, обычно упускаемые из учебного процесса. Использование этих ресурсов может позволить освободить время для отдыха или на профессиональную деятельность.
СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Ограниченность времени не позволяет изучать все эти языки одновременно. Одновременное изучение такого количества языков ведется достаточно сложным в связи с необходимостью регулярного повторения изученного, что может происходить без приложения дополнительных усилий и прикладывания дополнительных временных затрат только в случае его использования. Поэтому в качестве стратегии изучения языков можно порекомендовать изучить один иностранный язык на таком высоком уровне, чтобы было возможно чтение книг, прослушивание аудио спектаклей и просмотр фильмов на этом языке. После чего необходимо в равных долях читать книги на родном языке и изученном иностранном. Только после этого можно переходить к изучению следующего языка. В этом случае изученные языки не будут забываться в результате регулярного их использования. При этом изучение нового языка должно проходить достаточно интенсивно, чтобы поскорее перейти к чтению иностранных книг без использования словаря, чтобы обеспечить необходимое повторение иностранных слов в процессе использования без дополнительных временных затрат.
ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ВО СНЕ
В качестве одного из способов изучения иностранных языков можно предложить изучение иностранных слов в процессе засыпания и в течение ночи. Такой способ позволяет оптимизировать использование времени. Позволяет привлечь для обучения время, которое обычно не используется, например, в те дни, когда человек не может долго заснуть. Вопрос об эффективности обучения во сне является спорным, однако обучающий эффект когда человек еще не заснул очевидно присутствует. Аудиозапись можно рекомендовать включать на всю ночь.
Для использования в процессе такой формы обучения можно предложить записи содержащие воспроизведение иностранного слова, фразы или предложения и соответствующего ему перевода на известном человеку языке. При этом одну единицу информации можно воспроизводить несколько раз.
Слова, фразы и предложения можно подбирать позитивные, настраивающие на оздоровление, успех и избегать слов, фраз и предложений, негативно настраивающих человека, в связи с тем, что состояние полусна может иметь весьма высокое сходство с состоянием гипноза. Таким образом, можно добиваться не только обучающего эффекта, но и положительного настроя.
Слова можно порекомендовать разделять короткими временными промежутками. Вначале можно порекомендовать воспроизводить слово на иностранном языке, потом перевод, потом опять слово на иностранном языке, потом второй перевод и т.д., после чего воспроизводить опять слово на иностранном языке. Первое и последнее слова на иностранном языке можно предложить воспроизводить на записи несколько раз, например 3-4 раза.
ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БРЕЛОКОВ
В качестве способа изучения иностранных языков можно предложить использование специальных брелоков содержащих печатную информацию, которые можно носить с собой и использовать для изучения иностранных слов в свободные секунды в течение дня.
ИЗУЧЕНИЕ СЛЕПОГО ДЕЯТИПАЛЬЦЕВОГО МЕТОДА НАБОРА НА КЛАВИАТУРЕ
В связи с информатизацией общества, достаточно необходимым навыком для специалиста может являться навык слепого скоростного десятипальцевого метода набора на клавиатуре. Анализ работы памяти человека может позволить предложить следующие рекомендации и алгоритм по изучению десятипальцевого метода, а также примерные временные затраты для каждой отдельной раскладки клавиатуры.
Алгоритм:
1. Изучить положение и функцию клавиш используемых для каждого пальца руки (30 минут).
2. Полностью отказаться от возможности смотреть на клавиатуру, начать набирать любой текст, контролируя набор, в окне редактора текста смотря исключительно на монитор компьютера (4 часа).
ИТОГ
Одним из способов уровня профессиональных свойств специалиста может являться использование специалистом различных методов активации и ускорения работы мозга. Использование приведенных выше способов может позволить повысить качество работы экономики ориентирующийся на инновации и наукоемкие области производства за счет общего повышения уровня образованности общества, и как следствие качества труда в наукоемких сферах производства и достаточный приток подготовленных специалистов. автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Источник
Культурное и историческое наследие в образовании и науке // Материалы VIII Международной научно-методической конференции /под редакцией профессора Андреева А.Н. - Пенза: Изд-во Пензенского филиала РГУИТП, 2012, - 244 с. С. 136-140.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
 

Рейтинг@Mail.ru