формирование готовности студентов к саморазвитию

Формирование готовности студентов к саморазвитию

Формирование готовности студентов к  саморазвитию
Источник
Молодежь. Наука. Инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 2012 г.) – РГУиТП, 2012.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
(0)
Саморазвитие является одной из целей учебной деятельности, человек во время обучения должен не столько получить знания, сколько научиться самостоятельно их добывать при необходимости в будущем при решении профессиональных и бытовых вопросов. Способствовать формированию саморазвития студентов может следующая деятельность преподавателя:
1. Побуждение студентов к саморазвитию.
Побуждение студентов к профессиональному саморазвитию осуществляется как во время традиционных занятий (лекций, практик, семинаров), так и во время тренингов, направленных на подготовку к эффективному саморазвитию. Побуждение должно производиться посредством установок, описания применимости и возможностей способов эффективного саморазвития.
Эффективность побуждения студентов к саморазвитию основывается на самостоятельном выполнении действий, которые могут быть предложены для использования студентами на основе алгоритма саморазвития.
2. Рекомендации педагога по изучению того или иного материала и саморазвитию во время самостоятельной подготовки.
Во время традиционных занятий (лекции и семинары) необходимо давать дополнительные разъяснения по методам эффективного изучения и усвоения преподаваемого материала, а также рекомендации по наиболее эффективному саморазвитию во время познавательной деятельности, связанной с изучением лекций и подготовкой к практическим занятиям.
3. Предварительное формирование готовности студентов к саморазвитию.
С целью предварительной подготовки студентов к саморазвитию необходимо осуществить интеграцию этого процесса в процесс обучения студентов различным дисциплинам.
Важное значение имеет преподавание теоретических основ и способов, на которых базируется эффективное саморазвитие. В соответствии с вышеизложенным необходимо осуществлять внедрение в программу занятий по дисциплинам специальных действий преподавателя с целью целенаправленной подготовки студентов к саморазвитию и изучения условий эффективного саморазвития, условий эффективной работы памяти и др..
Умения саморазвития должны приобретаться студентами в процессе практических занятий, при этом студентам должны указываться конкретные ссылки на дополнительную и сопровождающую те или иные способы саморазвития литературу.
4. Руководство саморазвитием студентов.
В процессе использования способов саморазвития и подготовки студентов к их использованию необходимо руководство процессом саморазвития. При этом студенты должны отчитываться о проделанной домашней работе, с ними должны проводиться короткие направляющие их деятельность по саморазвитию беседы.

При внесении в педагогический процесс руководства саморазвитием студентов руководящие функции педагога расширяются и приобретают своеобразность. При включении такого руководства в процесс обучения педагог должен обеспечивать овладение студентами новыми методами самораз-вития, подготовкой, специальным обучением и руководством со стороны педагога. Отслеживалось, чтобы студенты овладевали методами саморазвития по возрастанию сложности. Это требовало от студентов более высокой подготовленности к саморазвитию, высокого уровня развития и готовности студентов к саморазвитию.
5. Педагогическое сопровождение саморазвития студентов.
Педагогическое сопровождение заключается в:
1) тренингах, специальной педагогической подготовке к использованию способов саморазвития;
2) предварительной педагогической подготовке – в рамках начальной подготовки к саморазвитию;
3) рекомендациях педагога;
4) руководстве саморазвитием студентов;
5) разъяснении непонятных моментов использования способов саморазвития, разъяснении аспектов их использования в различных возникающих практических ситуациях, для этого со студентами должны проводиться специальные занятия, на которых должны обсуждаться и разъясняться непонятные аспекты и нюансы использования способов саморазвития;
6) другая работа, проводимая со студентами с целью повышения эффективности саморазвития с применением психологического знания.
Также педагогическое сопровождение должно осуществляться посредством мотивирующих и направляющих бесед.
6. Тренинги, проводимые со студентами с целью повышения эффективности саморазвития и дальнейшего самостоятельного использования студентами изученных техник.
С целью подготовки студентов к самостоятельному использованию тренингов в процессе использования способов саморазвития студенты во время тренингов под руководством педагога должны овладеть специально подобранными умениями, которые потом должны использовать самостоятельно в процессе использования способов саморазвития. При этом тренинги должны побираться из расчета возможности использования их студентами самостоятельно в процессе саморазвития.
7. Предоставление студентам методических материалов.
Студенты должны заниматься саморазвитием, используя методические материалы по изучаемым дисциплинам в сочетании с рекомендованными источниками, посвященными саморазвитию или аналогичными.
Таким образом, анализируя формирование готовности студентов к саморазвитию в процессе обучения как психологическую проблему, мы можем утверждать следующее.
1. Процесс формирования готовности студентов к саморазвитию должен быть соотнесен с содержанием будущей профессиональной деятельности.
2. Эффективность формирования готовности студентов к саморазвитию взаимосвязана с качеством реализации психолого-педагогического сопровождения рассматриваемого процесса.
3. Качество готовности студентов к саморазвитию взаимосвязано с готовностью преподавателя дисциплин, использовать совокупность методик диагностики показателей готовности студентов к саморазвитию и знания изучаемых дисциплин.
4. Квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности студентов к саморазвитию основывается на готовности преподавателя создавать условия для эффективного построения саморазвития студентов.
5. Процесс саморазвития студентов взаимосвязан с активной деятельностью преподавателя по поиску и реализации развивающих инновационных форм взаимодействия со студентами.
Повышению эффективности саморазвития способствуют специальные способы сопровождения студентов, которые обоснованы в современном педагогическом и психологическом знании. Способы сопровождения первоначально используются во время занятий и тренингов педагогического и психологического сопровождения саморазвития студентов под руководством педагогов, и только после усвоения и приобретения опыта представленных преподавателем способов, студенты начинают использовать их в процессе саморазвития.
1. Использование тренингов. Тренинг является сильным средством для воздействия на личность студентов, для повышения эффективности их саморазвития. Тренинги могут способствовать определенному повышению работоспособности, качества и скорости запоминания материала, ускорению и повышению эффективности развития, положительному изменению настроения, самочувствия, эмоциональной разгрузке.
В процессе тренинга студенты изучают основы самоприказа, самоубеждения, самовнушения, самопринуждения, релаксации и успокоения, самостимуляции, сосредоточения на изучаемом материале; выхода из стрессовых состояний; стимуляции положительных эмоций, положительного настроения, мотивации, силы воли и т.д.
Проведение регулярных тренингов для студентов под руководством психолога может способствовать формированию у них необходимых профессиональных умений.
2. Самовнушение, самоубеждение, самоприказ. Можно также предложить применять самовнушения, самоубеждение, самоприказы, способные оказывать влияние на сознание и личность студента. Самовнушение, самоприказ, самоубеждение обладают программирующей способностью. Самовнушение может способствовать приспособлению к ситуации, изучаемым техникам, изучаемому материалу, изменениям личности.
3. Воздействие посредством чтения. Можно также предложить применять специальное чтение, специально подготовленных текстов, оказывающих определенный внушающий эффект. В качестве текстов для такого чтения можно использовать специальные тексты, которые можно найти в работах Г. Сытина. автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Источник
Молодежь. Наука. Инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 2012 г.) – РГУиТП, 2012.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
 

Рейтинг@Mail.ru