Саморазвитие является одной из целей учебной деятельности, человек во время обучения должен не столько получить знания, сколько научиться самостоятельно их добывать при необходимости в будущем при решении профессиональных и бытовых вопросов. Способствовать формированию саморазвития студентов может следующая деятельность преподавателя:
1. Побуждение студентов к саморазвитию.
Побуждение студентов к профессиональному саморазвитию осуществляется как во время традиционных занятий (лекций, практик, семинаров), так и во время тренингов, направленных на подготовку к эффективному саморазвитию. Побуждение должно производиться посредством установок, описания применимости и возможностей способов эффективного саморазвития.
Эффективность побуждения студентов к саморазвитию основывается на самостоятельном выполнении действий, которые могут быть предложены для использования студентами на основе алгоритма саморазвития.
2. Рекомендации педагога по изучению того или иного материала и саморазвитию во время самостоятельной подготовки.
Во время традиционных занятий (лекции и семинары) необходимо давать дополнительные разъяснения по методам эффективного изучения и усвоения преподаваемого материала, а также рекомендации по наиболее эффективному саморазвитию во время познавательной деятельности, связанной с изучением лекций и подготовкой к практическим занятиям.
3. Предварительное формирование готовности студентов к саморазвитию.
С целью предварительной подготовки студентов к саморазвитию необходимо осуществить интеграцию этого процесса в процесс обучения студентов различным дисциплинам.
Важное значение имеет преподавание теоретических основ и способов, на которых базируется эффективное саморазвитие. В соответствии с вышеизложенным необходимо осуществлять внедрение в программу занятий по дисциплинам специальных действий преподавателя с целью целенаправленной подготовки студентов к саморазвитию и изучения условий эффективного саморазвития, условий эффективной работы памяти и др..
Умения саморазвития должны приобретаться студентами в процессе практических занятий, при этом студентам должны указываться конкретные ссылки на дополнительную и сопровождающую те или иные способы саморазвития литературу.
4. Руководство саморазвитием студентов.
В процессе использования способов саморазвития и подготовки студентов к их использованию необходимо руководство процессом саморазвития. При этом студенты должны отчитываться о проделанной домашней работе, с ними должны проводиться короткие направляющие их деятельность по саморазвитию беседы.
При внесении в педагогический процесс руководства саморазвитием студентов руководящие функции педагога расширяются и приобретают своеобразность. При включении такого руководства в процесс обучения педагог должен обеспечивать овладение студентами новыми методами самораз-вития, подготовкой, специальным обучением и руководством со стороны педагога. Отслеживалось, чтобы студенты овладевали методами саморазвития по возрастанию сложности. Это требовало от студентов более высокой подготовленности к саморазвитию, высокого уровня развития и готовности студентов к саморазвитию.
5. Педагогическое сопровождение саморазвития студентов.
Педагогическое сопровождение заключается в:
1) тренингах, специальной педагогической подготовке к использованию способов саморазвития;
2) предварительной педагогической подготовке – в рамках начальной подготовки к саморазвитию;
3) рекомендациях педагога;
4) руководстве саморазвитием студентов;
5) разъяснении непонятных моментов использования способов саморазвития, разъяснении аспектов их использования в различных возникающих практических ситуациях, для этого со студентами должны проводиться специальные занятия, на которых должны обсуждаться и разъясняться непонятные аспекты и нюансы использования способов саморазвития;
6) другая работа, проводимая со студентами с целью повышения эффективности саморазвития с применением психологического знания.
Также педагогическое сопровождение должно осуществляться посредством мотивирующих и направляющих бесед.
6. Тренинги, проводимые со студентами с целью повышения эффективности саморазвития и дальнейшего самостоятельного использования студентами изученных техник.
С целью подготовки студентов к самостоятельному использованию тренингов в процессе использования способов саморазвития студенты во время тренингов под руководством педагога должны овладеть специально подобранными умениями, которые потом должны использовать самостоятельно в процессе использования способов саморазвития. При этом тренинги должны побираться из расчета возможности использования их студентами самостоятельно в процессе саморазвития.
7. Предоставление студентам методических материалов.
Студенты должны заниматься саморазвитием, используя методические материалы по изучаемым дисциплинам в сочетании с рекомендованными источниками, посвященными саморазвитию или аналогичными.
Таким образом, анализируя формирование готовности студентов к саморазвитию в процессе обучения как психологическую проблему, мы можем утверждать следующее.
1. Процесс формирования готовности студентов к саморазвитию должен быть соотнесен с содержанием будущей профессиональной деятельности.
2. Эффективность формирования готовности студентов к саморазвитию взаимосвязана с качеством реализации психолого-педагогического сопровождения рассматриваемого процесса.
3. Качество готовности студентов к саморазвитию взаимосвязано с готовностью преподавателя дисциплин, использовать совокупность методик диагностики показателей готовности студентов к саморазвитию и знания изучаемых дисциплин.
4. Квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности студентов к саморазвитию основывается на готовности преподавателя создавать условия для эффективного построения саморазвития студентов.
5. Процесс саморазвития студентов взаимосвязан с активной деятельностью преподавателя по поиску и реализации развивающих инновационных форм взаимодействия со студентами.
Повышению эффективности саморазвития способствуют специальные способы сопровождения студентов, которые обоснованы в современном педагогическом и психологическом знании. Способы сопровождения первоначально используются во время занятий и тренингов педагогического и психологического сопровождения саморазвития студентов под руководством педагогов, и только после усвоения и приобретения опыта представленных преподавателем способов, студенты начинают использовать их в процессе саморазвития.
1. Использование тренингов. Тренинг является сильным средством для воздействия на личность студентов, для повышения эффективности их саморазвития. Тренинги могут способствовать определенному повышению работоспособности, качества и скорости запоминания материала, ускорению и повышению эффективности развития, положительному изменению настроения, самочувствия, эмоциональной разгрузке.
В процессе тренинга студенты изучают основы самоприказа, самоубеждения, самовнушения, самопринуждения, релаксации и успокоения, самостимуляции, сосредоточения на изучаемом материале; выхода из стрессовых состояний; стимуляции положительных эмоций, положительного настроения, мотивации, силы воли и т.д.
Проведение регулярных тренингов для студентов под руководством психолога может способствовать формированию у них необходимых профессиональных умений.
2. Самовнушение, самоубеждение, самоприказ. Можно также предложить применять самовнушения, самоубеждение, самоприказы, способные оказывать влияние на сознание и личность студента. Самовнушение, самоприказ, самоубеждение обладают программирующей способностью. Самовнушение может способствовать приспособлению к ситуации, изучаемым техникам, изучаемому материалу, изменениям личности.
3. Воздействие посредством чтения. Можно также предложить применять специальное чтение, специально подготовленных текстов, оказывающих определенный внушающий эффект. В качестве текстов для такого чтения можно использовать специальные тексты, которые можно найти в работах Г. Сытина.
автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)