самообучение саморазвитию (формирование говосности студентов к саморазвитию)

Самообучение саморазвитию (формирование говосности студентов к саморазвитию)

Самообучение саморазвитию (формирование говосности студентов к саморазвитию)
Источник
Молодежь. Наука. Инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 2012 г.) – РГУиТП, 2012.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
(0)
Формирование готовности студентов к саморазвитию
Саморазвитие является одной из целей учебной деятельности, человек во время обучения должен не столько получить знания, сколько научиться самостоятельно их добывать при необходимости в будущем при решении профессиональных и бытовых вопросов.
1. Побуждение студентов к саморазвитию.
Побуждение студентов к профессиональному саморазвитию осуществляется как во время традиционных занятий (лекций, практик, семинаров), так и во время тренингов, направленных на подготовку к эффективному саморазвитию. Побуждение должно производиться посредством установок, описания применимости и возможностей разработанной модели и способов эффективного саморазвития.
Эффективность побуждения студентов к саморазвитию основывается на самостоятельном выполнении действий, которые могут быть предложены для использования студентами на основе алгоритма саморазвития.
Преподаватель должен быть готов к разъяснению нюансов и непонятных аспектов использования алгоритма саморазвития.
2. Рекомендации педагога по изучению того или иного материала и саморазвитию во время самостоятельной подготовки.
Во время традиционных занятий (лекции и семинары) необходимо давать дополнительные разъяснения по методам эффективного изучения и усвоения преподаваемого материала, а также рекомендации по наиболее эффективному саморазвитию во время познавательной деятельности, связанной с изучением лекций и подготовкой к практическим занятиям.
3. Предварительное формирование готовности студентов к саморазвитию.
С целью предварительной подготовки студентов к саморазвитию необходимо осуществить интеграцию этого процесса в процесс обучения будущих педагогов дисциплинам педагогического цикла (теория обучения, теория воспитания, педагогические технологии, практика).
Важное значение имеет преподавание теоретических основ и способов, на которых базируется эффективное саморазвитие в рамках разработанного алгоритма саморазвития. В соответствии с вышеизложенным необходимо осуществлять внедрение в программу занятий по дисциплинам педагогического цикла (теория обучения, теория воспитания, педагогические технологии, практика) специальных действий преподавателя с целью целенаправленной подготовки студентов к использованию алгоритма саморазвития и изучения с этой целью выделенных нами в процессе исследований условий эффективного саморазвития, условий эффективной работы памяти и других рекомендаций по соответствующим темам (см. ТАБЛ 1), практических занятий по изучению использования соответствующих способов саморазвития, алгоритмов самообразования, а также подготовки к использованию разработанных нами средств саморазвития.
Умения саморазвития должны приобретаться студентами в процессе практических занятий, при этом студентам должны указываться конкретные ссылки на дополнительную и сопровождающую те или иные способы саморазвития литературу.
4. Руководство саморазвитием студентов.
В процессе использования алгоритма саморазвития и подготовки студентов к его использованию необходимо руководство процессом саморазвития. При этом студенты должны отчитываться о проделанной домашней работе, с ними должны проводиться короткие направляющие их деятельность по саморазвитию беседы.

При внесении в педагогический процесс руководства саморазвитием студентов руководящие функции педагога расширяются и приобретают своеобразность. При включении такого руководства в процесс обучения педагог должен обеспечивать овладение студентами новыми методами саморазвития, подготовкой, специальным обучением и руководством со стороны педагога. Отслеживалось, чтобы студенты овладевали методами саморазвития по возрастанию сложности. Это требовало от студентов более высокой подготовленности к саморазвитию, высокого уровня развития и готовности студентов к саморазвитию по выделенным компонентам (см. Ошибка: источник перекрестной ссылки не найден).
5. Педагогическое сопровождение саморазвития студентов.
Педагогическое сопровождение заключается в:
1) тренингах, специальной педагогической подготовке к использованию алгоритма саморазвития;
2) предварительной педагогической подготовке – осуществлялась в рамках начальной подготовки к саморазвитию в рамках алгоритма саморазвития;
3) рекомендациях педагога;
4) руководстве саморазвитием студентов;
5) разъяснении непонятных моментов использования алгоритма саморазвития, разъяснении аспектов его использования в различных возникающих практических ситуациях, для этого со студентами проводились специальные занятия, на которых обсуждались и разъяснялись непонятные аспекты и нюансы использования алгоритма саморазвития;
6) другая работа, проводимая со студентами с целью повышения эффективности саморазвития с применением психологического знания.
Также педагогическое сопровождение осуществлялось посредством мотивирующих и направляющих бесед.
6. Тренинги, проводимые со студентами с целью повышения эффективности саморазвития и дальнейшего самостоятельного использования студентами изученных техник.
С целью подготовки студентов к самостоятельному использованию тренингов в процессе использования алгоритма саморазвития студенты во время тренингов под руководством педагога должны овладеть специально подобранными тренингами, которые потом должны использовать самостоятельно в процессе использования алгоритма саморазвития. При этом тренинги подбирались из расчета возможности использования их студентами самостоятельно в процессе саморазвития в рамках алгоритма саморазвития.
7. Предоставление студентам методических материалов.
Педагогическая подготовка студентов к саморазвитию, помимо аудиторных занятий, должна проводиться самими студентами с использованием разработанных нами методических материалов, в которых приводятся условия эффективного самообразования, способствующие саморазвитию. Условия эффективной работы памяти, способы их выполнения, в том числе способы саморазвития, а также подробное описание алгоритма саморазвития имеется в методических материалах. Помимо этого, в методических материалах приводятся описания, шаблоны, способы изготовления средств саморазвития, применяемые с целью повышения эффективности саморазвития в рамках алгоритма саморазвития.
Под использованием студентами разработанных методических материалов мы понимаем такую деятельность студентов, когда они занимались саморазвитием, используя предоставленные методические материалы в сочетании с рекомендованными источниками, посвященными саморазвитию или аналогичными.
Таким образом, анализируя формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональному саморазвитию в процессе обучения дисциплинам педагогического цикла (теория обучения, теория воспитания, педагогические технологии, практика) как педагогическую проблему, мы можем утверждать следующее.
1. Процесс формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию должен быть соотнесен с содержанием будущей профессиональной деятельности.
2. Особую роль в процессе формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию играют дисциплины педагогического цикла (теория обучения, теория воспитания, педагогические технологии, практика) в процессе обучения которым реализуется специально разработанный алгоритм саморазвития.
3. Эффективность формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональному саморазвитию взаимосвязана с качеством реализации специальной программы педагогического сопровождения рассматриваемого процесса.
4. Качество готовности студентов к профессиональному саморазвитию взаимосвязано с готовностью преподавателя дисциплин педагогического цикла (теория обучения, теория воспитания, педагогические технологии, практика), использовать совокупность методик диагностики показателей готовности студентов к саморазвитию.
5. Квалифицированное педагогическое сопровождение формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию основывается на готовности преподавателя создавать условия для эффективного построения саморазвития студентов.
6. Процесс саморазвития студентов взаимосвязан с активной деятельностью преподавателя по поиску и реализации развивающих инновационных форм взаимодействия со студентами.автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Источник
Молодежь. Наука. Инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 2012 г.) – РГУиТП, 2012.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
 

Рейтинг@Mail.ru