использование единовременного выполнения различных видов деятельности и коротких временных промежутков в качестве временного промежутка в процессе чередования различных видов самообразования, разностороннего саморазвития и работы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОРОТКИХ ВРЕМЕННЫХ ПРОМЕЖУТКОВ В КАЧЕСТВЕ ВРЕМЕННОГО ПРОМЕЖУТКА В ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМООБРАЗОВАНИЯ, РАЗНОСТОРОННЕГО САМОРАЗВИТИЯ И РАБОТЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОРОТКИХ ВРЕМЕННЫХ ПРОМЕЖУТКОВ В КАЧЕСТВЕ ВРЕМЕННОГО ПРОМЕЖУТКА В ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМООБРАЗОВАНИЯ, РАЗНОСТОРОННЕГО САМОРАЗВИТИЯ И РАБОТЫ
Источник
Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation): Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции/ Под ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2014. – 486 с. Страницы 378-382
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Источник
Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation): Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции/ Под ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2014. – 486 с. Страницы 378-382
(0)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОРОТКИХ ВРЕМЕННЫХ ПРОМЕЖУТКОВ В КАЧЕСТВЕ
ВРЕМЕННОГО ПРОМЕЖУТКА В ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
САМООБРАЗОВАНИЯ, РАЗНОСТОРОННЕГО САМОРАЗВИТИЯ И РАБОТЫ

г. Пенза, ПРЦВШ (ф) ФГБОУ ВПО РГУИТП


Необходимость разностороннего саморазвития и ограниченность временных ресурсов определяют актуальность объединения видов деятельности. При этом рациональным требованием к та
379
кой деятельности может быть требование, чтобы суммарный результат в единицу времени не был
ниже результата деятельности по отдельности за тот же промежуток времени. То есть качество различных видов деятельности в результате объединения не должно падать значительно.
Определенное влияние на эффективность саморазвития и самообразование может оказывать
физическое положение тела. В ходе исследований удалось выяснить, что достаточно удобным для
саморазвития и самообразования может являться положение лежа на спине: «Наиболее удобно заниматься лежа на спине, руки при этом слегка согнуты в локтях, лежат ладонями вниз вдоль туловища,
а ступни раздвинуты на 20—30 сантиметров. Второе положение — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые занимающийся кладет расслабленные руки» [5].
Такое положение позволяет телу быть достаточно расслабленным, что может способствовать достаточной эффективности саморазвития и самообразования: «Наилучшее состояние для обучения – тело расслаблено, разум возбужден» [3]; «Чувственный образ – это активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека» [2] … «Следует иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность чувственных образов значительно повышается» [2].
В ходе исследований было разработано лежачее компьютизированное рабочее место, позволяющее повысить эффективность саморазвития и самообразования человека. Такое рабочее место
представляет из себя матрас, лежащий на полу, над верхней частью которого установлены мониторы, визуальной частью вниз, на расстоянии наиболее благоприятном для восприятия, клавиатура в
таком рабочем месте лежит на ногах пользователя, а компьютерная мышь лежит справа. Сам человек
в процессе работы находится в горизонтальном положении лицом вверх, лежа на спине. Более удобным может быть использование разделенной клавиатуры, половины которых лежат соответственно
слева и справа, однако, такие сложно найти в продаже.
Физические упражнения могут способствовать повышению эффективности саморазвития и
самообразования: «физическое воспитание является основой для развития личности вообще» [8].
Достаточно ценным видом физических упражнений является гимнастика: «С педагогической точки
зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций» [6]. Кратковременная
оптимизация выражается во временном повышении психической активности: «Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие ученые (Л.Н. Толстой, И.П. Павлов и др.) стремились сочетать умственные занятия с
физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом. Физически
здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие
нагрузки, меньше утомляться» [8]; «Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы» [8].
Требование совмещение видов деятельности, можно соблюсти если разместить в нижней
части «лежачего автоматизированного рабочего места» велотренажер (или лучше велоэргометр).
Особенностью физической активности с использованием велотренажера, тренинг на котором осуществляется из положения лежа является неподвижность верхней части тела занимающегося, что позволяет пользователю одновременно проводить тренинг на велотренажере и заниматься любой другой деятельностью за компьютером.
Тренинг на велотренажере в лежачем положении может быть наиболее оптимальным, так как
380
может позволить избежать застойных явлений в тазу и может позволить избежать образование пролежней и отеков при длительной неподвижной работе.
В тех случаях когда требуется глубокое сосредоточение велотренинг можно приостанавливать, с последующим возобновлением.
Кроме того в процессе деятельности возможны ситуации, когда по тем или иным причинам
деятельность приостанавливается на короткие промежутки времени (1-20 секунд). Такие промежутки времени можно использовать в с целью самообразования, если в качестве фона тихо будут воспроизводиться записи обучающие иностранному языку. Качество такой формы обучения может быть
спорным, однако в противном случае подобные короткие промежутки времени могли быть просто
потеряны для самообразования. Аудио запись может воспроизводиться постоянно, и в процессе работы сливаться с фоном. Очевидно, нельзя задействовать эти промежутки времени для некоторых
других целей, например прослушивания аудиокниг, так как в связи со спецификой использования на
эти материалы может накладываться требование отсутствия «негативных внушений», которые могут
присутствовать в любом тексте, кроме того за короткие промежутки времени невозможно успеть
воспринять достаточный объем связанной информации, однако можно успеть воспринять короткую
информационную единицу (например слово – перевод, 1-5 секунд).
Более длительные вынужденные приостановки деятельности (20с-5м), либо проведение работ не требующих глубокого сосредоточения, можно задействовать для саморазвития и самообразования, если иметь на рабочем столе постоянно открытую обучающую аудио или видео запись, которую можно запускать в эти промежутки времени одним щелчком мыши.
Наиболее оптимальным промежутком времени в течении которого человек может эффективно держать внимание может является промежуток в 15 минут. Смена различных видов деятельности
может способствовать качественному запоминанию.
Можно предложить следующую градацию различных видов деятельности человека:
1. Спорт, физическая культура, физическая нагрузка.
2. Выполнение мелких повседневных дел.
3.Запоминание материала логически не связанного между собой (требующего механического
запоминания): например, изучение иностранных слов.
4. Удовлетворение физиологических потребностей организма.
5. Различные виды деятельности приносящие доход.
6. Самообразование.
7. Творчество.
8. Саморазвитие.
Каждый из этих видов деятельности может задействовать различные области мозга и группы
мышц человека, следовательно при последовательной смене видов деятельности возможен отдых отдельных отделов мозга и групп мышц тела человека, следовательно возможно уменьшение нарастающего общего утомления (которое может привести к снижению эффективности деятельности).
В зависимости от потребностей человека, и его физических возможностей, необходимого
объема того или иного вида деятельности, можно предположить составлять план в котором отражается необходимое количество промежутков времени того или иного вида деятельности. Виды деятельности можно рекомендовать чередовать последовательно по принципу максимального различия.
Базовым промежутком времени можно предположить 15 минут, в случае необходимости, в связи со
381
спецификой выполнения задачи или не наступления утомления, можно единовременно увеличивать
продолжительность этого промежутка. Подобные короткие циклические занятия могут позволить
качественно и планомерно выполнять достаточно сложные и утомительные виды работ. Такому алгоритму деятельности можно дать название «алгоритм коротких циклов».
При этом можно рекомендовать сначала давать физическую нагрузку, потом в качестве заминки «суетное» дело, требующего активности сознания (саморазвитие, творчество, работа), потом загрузка информации в мозг (самообразование), потом опять физическая нагрузка, которая может способствовать отдыху отдельным отделам мозга отвечающим за восприятие изучаемого материала.
В процессе жизнедеятельности человека возможны промежутки времени, которые заняты организационной деятельностью (например дорога на работу, езда в машине, приготовление пищи и
т.д.), подобные промежутки времени можно рекомендовать занимать в зависимости от необходимой
концентрации и сосредоточения просмотром или прослушиванием развивающих или образовательных видео или аудио записей.
Удобным может быть наличие аудиоплеера, встроенного в наушники, позволяющего постоянно воспринимать аудио образовательные программы и останавливать их при смене видов деятельности.
Организму человека могут быть необходимы определенные виды физической нагрузки. Физическую нагрузку можно получать в процессе выполнения упражнений.
Физические упражнения можно предложить проводить в виде небольших временных отвлечений во время познавательной деятельности: «Гиподинамия – малоподвижность – самая тревожная
болезнь века. Вот почему важно поощрять и стимулировать нашу молодежь к туризму, спорту, физкультуре. Они должны знать, что на их домашнюю самостоятельную работу ежедневно отводится 3-
4 ч, причем необходимы пятиминутные перерывы через 45 мин занятий» [1].
В качестве примера физической активности могут выступать некоторые боевые искусства.
Такая форма гимнастики как упражнения из боевых искусств во время спортивных отвлечений во
время самостоятельного занятия может способствовать повышению эффективности самообразования и саморазвития: «Проводя занятия по системе тай, которая является основой всех боевых искусств (Филипс получил черный пояс пятого уровня по каратэ-шотокан), вы улучшаете балансировку и повышаете силовые возможности вашего тела: упражнения помогают успокоиться, сконцентрироваться, развивают способности мозга, включая способность к воображению» [3]; «Непременным
условием формирования опыта саморегуляции является спортивная деятельность юношей и девушек» [7].
В процессе удовлетворения потребностей организма (потребление пищи) можно также рекомендовать воспринимать обучающий материал, например в виде видеофильмов или лекций.
Подобная организация жизнедеятельности человека может значительно повысить эффективность саморазвития, самообразования, самочувствия и работоспособности человека.





Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник: 
 Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation):
Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции/ Под ред. Г.К.
Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ
ВПО «РГУИТП», 2013-2014. – 486 с. 

Страницы 378-382




Список литературы:
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов Н/Д: Феникс,
2000. – 416 с.
2. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост.
Е.И. Рогов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
3. Острандер, Ш. Суперобучение 2000 / Ш. Острандер, Л. Шре-дер, Н. Острандер ; пер. с англ. Л.И.
382
Катковская ; худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 528 с. – (Живите с умом). .
4. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн.
Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. – 576 с. : ил.
5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / E.И. Рогов. – М. : изд-во Владос-пресс, 2001. – 480 с : ил.
6. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
7. Сохранов, В.В. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегуляции поведения /
В.В. Сохранов, А.П. Шумилин, Н.Н. Коньков; под ред. В.В. Сохранова. – Пенза, 1991. – 120 с.
8. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. –
М. : Юристъ, 1997. – 512 с.



Источник
Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation): Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции/ Под ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2014. – 486 с. Страницы 378-382
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Источник
Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation): Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции/ Под ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2014. – 486 с. Страницы 378-382
 

Рейтинг@Mail.ru