Физические упражнения могут способствовать повышению эффективности саморазвития и самообразования студентов: «физическое воспитание является основой для развития личности вообще» [220, 396]. Достаточно ценным видом физических упражнений является гимнастика: «С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций» [195,296-297].
Физические упражнения можно предложить проводить в виде небольших временных отвлечений во время познавательной деятельности и в течение перемен между самостоятельными занятиями: «Гиподинамия – малоподвижность – самая тревожная болезнь века. Вот почему важно поощрять и стимулировать нашу молодежь к туризму, спорту, физкультуре. Они должны знать, что на их домашнюю самостоятельную работу ежедневно отводится 3-4 ч, причем необходимы пятиминутные перерывы через 45 мин занятий» [30,195-196].
В качестве примера гимнастики могут выступать некоторые боевые искусства. Такая форма гимнастики как упражнения из боевых искусств во время спортивных отвлечений во время самостоятельного занятия может способствовать повышению эффективности самообразования и саморазвития студентов: «Проводя занятия по системе тай, которая является основой всех боевых искусств (Филипс получил черный пояс пятого уровня по каратэ-шотокан), вы улучшаете балансировку и повышаете силовые возможности вашего тела: упражнения помогают успокоиться, сконцентрироваться, развивают способности мозга, включая способность к воображению» [140,84].
Повышение эффективности саморазвития и самообразования при использовании отвлечений для физических упражнений может происходить благодаря кратковременному и долговременному влиянию на состояние человека. Кратковременная оптимизация выражается во временном повышении психической активности: «Теснейшая взаимосвязь между состоянием центральной нервной системы и тонусом скелетной мускулатуры позволяет посредством сознательного изменения тонуса мышц влиять на уровень психической активности. Бодрствующее состояние человека всегда связано с поддержанием достаточно высокого мышечного тонуса» [133,100]. Долговременное заключается в последовательном улучшении здоровья, и, как следствие, работоспособности человека: «Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие ученые (Л.Н. Толстой, И.П. Павлов и др.) стремились сочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться» [220, 396-397].
Физическое развитие во время таких тренировочных отвлечений способствует повышению качества саморазвития и самообразования: «Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы» [220, 396].
Кроме того, физические упражнения способствуют повышению уровня саморегулятивности личности и, как следствие, оптимизации саморазвития и самообразования: «Непременным условием формирования опыта саморегуляции является спортивная деятельность юношей и девушек» [204,118].