генерация достаточной для эффективного саморазвития и самообразования мотивации.

Генерация достаточной для эффективного саморазвития и самообразования мотивации.

Генерация достаточной для эффективного саморазвития и самообразования мотивации.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Положительная мотивация может иметь достаточно сильное влияние на повышении эффективности саморазвития и самообразования студентов: «Только высокий уровень профессиональной мотивации, формирование которой было начато с самого раннего этапа обучения, способен дать обществу высококвалифицированного специалиста» [226,26]; [205,270] [106,70] [220, 166] [207, 651] [205,270] [44,83] [106,70] [106,95-96]. Она является движущей силой саморазвития и самообразования: «Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении» [133,106-107]; [44,83]. Мотивация является самым первым пунктом последовательности решения проблемы: «Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1.  Мотивация (желание решить проблему)» [207,178-179].

Мотивация оказывает положительное влияние на:

- возникновение интереса: «нужно, наоборот, создать мотив, а затем  открыть возможность нахождения цели» [226,25];

- работу памяти, запоминание и воспроизведение материала: «Успехи в познавательной деятельности обучающегося, усвоении им учебного материала прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации» [205,270]; [95,277];

- на увеличение внимания к процессу саморазвития и изучаемому материалу: «мы не обращаем внимание на то, что известно, а замечаем нечто неожиданное (обычно то, что связано с целью, интересами, доминирующей мотивацией)» [96,95];

- на установление смысловых связей изучаемого материала: «Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих процессу запоминания факторов: …  от действия мотивационного фактора» [173,90];

- на восприятие и эффективность работы памяти студента: «Восприятие и память – суть процессы принятия решений, обусловленные совокупностью способностей человека, особенностей его образования, установок, мотивов» [95,277].

Следовательно, генерации мотивации и ее поддержанию целесообразно выделять некоторое время от времени выделенного на саморазвитие и самообразование. Время для генерации и поддержания мотивации можно предложить выделять как перед началом познавательной деятельности и саморазвития, так и во время этих работ.

Генерации и поддержанию достаточного уровня мотивации могут способствовать следующие способы и выполнение условий поддержания и генерации положительной мотивации.

1. Поддержание положительного психологического фона саморазвивающей и познавательной деятельности: «Важную роль в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста играет так же эмоциональный и психологический фон отношений участников педагогического процесса» [226,28].

2. Постановка и осознание цели: «Имея перед собой осознанную цель, молодежь стремится реализовать ее в доступной сфере – в учебной деятельности, что является стимулом для получения знаний, развития умений и навыков» [226,27].

3. Использование эмоциональных стратегий: «Эмоциональные стратегии используются для того, чтобы  сохранить мотивацию» [222,575].

4. Усиление воли личности: «Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий» [168,96].

5. Генерация интереса к объекту мотивации: «Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состоя­ние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение» [151,327].

6. Создание проблемных ситуаций: «Сильным, влияющим на изменение мотивационных структур фактором является проблемная ситуация» [83,231].

7. Повышение общего уровня развития личности студента: «В исследовании проблемы учебной мотивации отмечается связь уровня умственного развития обучающихся и развития, формирования их мотивационной сферы, мотивации» [83,229].

8. Использование компьютеров, программного обеспечения и информационных технологий во время саморазвития и самообразования: «использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения» [147, 386-387].

9. Использование необычного, привлекающего внимание, материала для самообразования и саморазвития: «мы не обращаем внимание на то, что известно, а замечаем нечто неожиданное» [96,95].

10.  С целью генерации мотивации можно предложить использовать специальные мотивирующие фильмы, записи, психологические тренинги, направленное самовнушение, аутотренинги.

Отрицательное влияние на мотивацию может оказывать утомление: «Безусловно, существенную роль играют таки факторы, как мотивация и утомление. Длительные повторения могут вызвать развитие утомления и снизить мотивацию» [84,123].

С целью повышения эффективности генерации мотивации можно предложить избегать отрицательно влияющих на мотивацию факторов и использовать условия и способы для целенаправленной генерации мотивации студентов как в процессе тренингов сопровождения под руководством психолога или педагога, так и самостоятельно во время саморазвития и познавательной деятельности.

 
 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru