Положительная мотивация может иметь достаточно сильное влияние на повышении эффективности саморазвития и самообразования студентов: «Только высокий уровень профессиональной мотивации, формирование которой было начато с самого раннего этапа обучения, способен дать обществу высококвалифицированного специалиста» [226,26]; [205,270] [106,70] [220, 166] [207, 651] [205,270] [44,83] [106,70] [106,95-96]. Она является движущей силой саморазвития и самообразования: «Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении» [133,106-107]; [44,83]. Мотивация является самым первым пунктом последовательности решения проблемы: «Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1. Мотивация (желание решить проблему)» [207,178-179].
Мотивация оказывает положительное влияние на:
- возникновение интереса: «нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели» [226,25];
- работу памяти, запоминание и воспроизведение материала: «Успехи в познавательной деятельности обучающегося, усвоении им учебного материала прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации» [205,270]; [95,277];
- на увеличение внимания к процессу саморазвития и изучаемому материалу: «мы не обращаем внимание на то, что известно, а замечаем нечто неожиданное (обычно то, что связано с целью, интересами, доминирующей мотивацией)» [96,95];
- на установление смысловых связей изучаемого материала: «Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих процессу запоминания факторов: … от действия мотивационного фактора» [173,90];
- на восприятие и эффективность работы памяти студента: «Восприятие и память – суть процессы принятия решений, обусловленные совокупностью способностей человека, особенностей его образования, установок, мотивов» [95,277].
Следовательно, генерации мотивации и ее поддержанию целесообразно выделять некоторое время от времени выделенного на саморазвитие и самообразование. Время для генерации и поддержания мотивации можно предложить выделять как перед началом познавательной деятельности и саморазвития, так и во время этих работ.
Генерации и поддержанию достаточного уровня мотивации могут способствовать следующие способы и выполнение условий поддержания и генерации положительной мотивации.
1. Поддержание положительного психологического фона саморазвивающей и познавательной деятельности: «Важную роль в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста играет так же эмоциональный и психологический фон отношений участников педагогического процесса» [226,28].
2. Постановка и осознание цели: «Имея перед собой осознанную цель, молодежь стремится реализовать ее в доступной сфере – в учебной деятельности, что является стимулом для получения знаний, развития умений и навыков» [226,27].
3. Использование эмоциональных стратегий: «Эмоциональные стратегии используются для того, чтобы сохранить мотивацию» [222,575].
4. Усиление воли личности: «Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий» [168,96].
5. Генерация интереса к объекту мотивации: «Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение» [151,327].
6. Создание проблемных ситуаций: «Сильным, влияющим на изменение мотивационных структур фактором является проблемная ситуация» [83,231].
7. Повышение общего уровня развития личности студента: «В исследовании проблемы учебной мотивации отмечается связь уровня умственного развития обучающихся и развития, формирования их мотивационной сферы, мотивации» [83,229].
8. Использование компьютеров, программного обеспечения и информационных технологий во время саморазвития и самообразования: «использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения» [147, 386-387].
9. Использование необычного, привлекающего внимание, материала для самообразования и саморазвития: «мы не обращаем внимание на то, что известно, а замечаем нечто неожиданное» [96,95].
10. С целью генерации мотивации можно предложить использовать специальные мотивирующие фильмы, записи, психологические тренинги, направленное самовнушение, аутотренинги.
Отрицательное влияние на мотивацию может оказывать утомление: «Безусловно, существенную роль играют таки факторы, как мотивация и утомление. Длительные повторения могут вызвать развитие утомления и снизить мотивацию» [84,123].
С целью повышения эффективности генерации мотивации можно предложить избегать отрицательно влияющих на мотивацию факторов и использовать условия и способы для целенаправленной генерации мотивации студентов как в процессе тренингов сопровождения под руководством психолога или педагога, так и самостоятельно во время саморазвития и познавательной деятельности.