Успешность в коммуникациях и общении может оказывать положительное влияние на повышение эффективности самообразования за счет улучшения общего настроения и эмоционального состояния человека: «Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют» [126,248-252]; «Человек довольный, в хорошем настроении имеет оптимальные условия для жизнедеятельности всего организма» [151,326]. Очевидно, что в качестве одного из факторов успешности коммуникаций и общения можно рассматривать коррекцию неуверенности в себе.
Успешность в личной жизни студентов оказывает некоторое влияние на качество саморазвития и самообразования, следовательно для повышения эффективности саморазвития и самообразования можно порекомендовать при необходимости привести на достаточный положительный уровень эту сферу жизни студента: «Поиски друга жизни играют на III — IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Интимные отношения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности» [207, 649].
Коррекцию коммуникаций можно предложить проводить во время специальных тренингов, проводимых со студентами, а также предоставления рекомендаций по повышению качества этой сферы деятельности студента.