С целью снижения утомления во время саморазвития и самообразования, снижения интерференции изучаемого материала можно предложить чередовать различные виды деятельности: «Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен» [126,254]; «факторы, благоприятствующие распределенному научению:… б) чередование работы с отдыхом и возможность исчезновения в течение периода отдыха тех интерферирующих явлений, которые возникают в течение упражнений» [83,244].
Удобно может оказаться использовать в качестве временной единицы саморазвития и самообразования занятие, имеющее индивидуальную (в зависимости от уровня развития, состояния студента и деятельности, выполняемой во время конкретного занятия) продолжительность и являющегося ее целенаправленной деятельностью: «Целенаправленная деятельность занимает основное место в жизни не только человека, но и животного» [169,475].
При использовании таких занятий с целью снижения утомляемости можно чередовать различные виды деятельности, чередуя занятия по целенаправленному саморазвитию и саморазвитию во время познавательной деятельности, чередуя на различных занятиях различные виды и научные направления изучаемого материала, а также формы и алгоритмы познавательной деятельности и изучения материала.
Такая организация работы также будет способствовать повышению эффективности саморазвития и самообразования за счет распределения научения во времени («Гипотеза утомления предполагает, что распределенное научение является более быстрым, чем научение концентрированное, потому что интервалы отдыха позволяют устранить утомление, вызванное выполнением задания» [169,604]) за счет временной отдаленности одного вида занятия от аналогичного по способу работы и материалу (то есть материал изучается продолжительнее по срокам, но без суммарного увеличения времени, затрачиваемого на работу). И одновременно такая организация работы также будет способствовать концентрации, завершенности изучения материала на одном занятии, при изучении на одном занятии завершенной части материала: «Говоря о важности распределения упражнений во времени, К. Ховланд подчеркивает зависимость их концентрации или распределения от самого материала. Среди факторов, благоприятствующих концентрированному научению, К. Ховланд называет: а) возникновение необходимости собраться, войти в работу, б) «большую гибкость, проявленную при выполнении задания», что необходимо при выполнении сложных заданий. Выделены также факторы, благоприятствующие распределенному научению: а) своеобразная дополнительная тренировка, протекающая в форме фактических или воображаемых повторений в течение периода отдыха, б) чередование работы с отдыхом и возможность исчезновения в течение периода отдыха тех интерферирующих явлений, которые возникают в течение упражнений» [83,244].
Аналогично и для целенаправленного саморазвития за счет выработки навыков: «Эффективность научения или, точнее, выработки навыка в результате упражнений определяется многими факторами, среди которых: правильное распределение упражнений по времени» [83,243].
Использование таких занятий в качестве единицы целенаправленного саморазвития и саморазвития во время познавательной деятельности студентов может способствовать облегчению студентам планирования учебной и внеучебной деятельности, при условии примерной известности и планировании примерной продолжительности занятия. Такое планирование может способствовать развитию способности к самостоятельной работе, которая может выступать в качестве профессионально значимого свойства личности: «Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха» [196, 56]>