В процессе самостоятельной познавательной деятельности можно предложить студентам использовать: самостоятельную психодиагностику, диагностику целей занятия, диагностику необходимого уровня и качества изучения материала, определение временных сроков изучения материала и т.д. Такую работу можно предложить проводить студентам субъективно, самостоятельно определяя и помечая для себя эти аспекты работы, или посредством тестов, с четко поставленными вопросами, целью которых является определение этих аспектов. При такой работе некоторую помощь могут оказать информационные технологии, коммерческие или специально написанные программные средства, позволяющие автоматизировать тестирование и формирование результатов диагностики.
Для психодиагностики можно предложить использовать некоторые готовые тесты, приведенные в обширной литературе, посвященной психодиагностике (названия и ссылки на источники приведены в приложении 5). Диагностика может предшествовать временной единице самостоятельной познавательной деятельности, в частности самостоятельному занятию. Результаты диагностики можно предложить использовать при планировании дальнейшей самостоятельной работы по саморазвитию и самообразованию.