ффективность саморазвития и самообразования зависит от четкости постановки цели этой работы: «Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми» [155,432]. Для повышения уровня мотивации и четкой постановки и выбора целей саморазвития можно использовать письменные или печатные договоры самого с собой или другую документацию, возможно с элементами атрибутики (собственные печати, роспись), в которых четко прописываются цели, средства и способы саморазвития и самообразования. Такие договоры могут способствовать осознанности саморазвития, которая необходима для качественного саморазвития: «важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки» [220, 430]; «нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь» [155,431].
Такие договоры можно регулярно произносить вслух с целью повышения мотивации, настроя на продуктивную работу: «путь воздействии на психофизиологические функции организма связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно» [133,101]. Произнесение вслух таких договоров может выступать как один из этапов саморегуляции поведения, выделенных профессором Сохрановым В.В. [204,41-42].
Обдумывание, создание, произнесение и руководствование такими договорами во время саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования студентов может выступать в качестве этапа обучения самостоятельной работе студентов: «Специальная программа обучения самостоятельной работе. должна включать: … — определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной … — самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя» [83,260].
Такие договоры могут повысить качество самообразования благодаря четкости и определенности установок, и как следствие, улучшить саморазвитие профессионально значимых свойств личности студентов: «Установка может влиять не только на самый факт запоминания, но и на длительность запоминания» [84,116].