обучение эффективному саморазвитию профессионально значимых свойств личности и самообразованию.

Обучение эффективному саморазвитию профессионально значимых свойств личности и самообразованию.

Обучение эффективному саморазвитию профессионально значимых свойств личности и самообразованию.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Обучение эффективному саморазвитию профессионально значимых свойств личности и самообразованию, обучение и тренировка самостоятельной работы в рамках единого алгоритма под руководством педагога.

В учебной программе не всегда присутствуют занятия, на которых студенты целенаправленно обучаются способам эффективного саморазвития и самообразования. Вузовская программа достаточно насыщенная, следовательно у студентов может быть недостаточно времени на полноценное изучение педагогической литературы с целью приобретения таких знаний, навыков и полноценную продуманную организацию своего самообразования и саморазвития, даже при присутствии желания  и мотивации к такой деятельности: «Первый вопрос — умеют ли школьники в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный, да­же применительно к студентам» [83, 255]. 

С целью обучения, приобретения навыков саморазвития и самообразования как следствия повышения эффективности саморазвития и самообразования с использованием единого алгоритма можно предложить использовать целенаправленные предваряющие внедрению использования алгоритма и сопровождающие использование единого алгоритма теоретические занятия и тренировки по использованию единого алгоритма и его составляющих. Такие занятия и тренировки можно предложить проводить под руководством психолога и педагога в вузе.

С целью повышения эффективности деятельности студентов во время самообразования и саморазвития можно предложить целенаправленно обучать студентов эффективному ведению познавательной деятельности на специальных интегрированных в другие предметы курсах в рамках таких занятий и тренировок и снабжать их специально для этого предназначенной литературой и средствами: «Одной из основных задач работы с первокурсниками является ознакомление их с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы» [207,646].

Частью такого обучения может являться теоретическая подготовка, которая может включать: инструктаж и теоретическое объяснение аспектов использования единого алгоритма; разъяснение условий эффективной работы памяти и способов их выполнения в процессе познавательной деятельности; изучение алгоритмов, способов, методов эффективного изучения учебного материала; объяснение и описание технологий развития скорочтения и других профессионально значимых свойств личности и др.

Практическая подготовка (тренировка) использования способов выполнения условий саморазвития профессионально значимых свойств личности, использования единого алгоритма и способов психологического сопровождения саморазвития и самообразования студентов.

Можно предложить студентам практическую подготовку (например тренировки и тренинги). На таких тренировках студенты могут отрабатывать, например; навыки использования единого алгоритма, приемы скоростного чтения, алгоритмы изучения учебного материала, приемы сосредоточения, приемы релаксации и других описанных способов выполнения условий эффективного саморазвития и самообразования: «Умственное воспитание обычно связывается с накоплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с владением учебно-познавательными умениями и навыками и их совершенствованием, с проявлением сообразительности, гибкости мысли, хорошей памяти как при усвоении нового материала, так и при его применении в различных жизненных ситуациях» [220,161].

Пример составляющих программы курса теоретических занятий и тренировок по эффективному саморазвитию и самообразованию.

Программа таких занятий может включать.

1. Теоретическую подготовку, которая может включать, например.

1)             теоретическую часть этой диссертации и изучение приложений к ней;

2)             в частности изучение теоретических основ использования единого алгоритма;

3)             изучение литературы, предлагаемой к изучению студента в этой диссертации или подобной ей связанной с повышением эффективности самообразования и саморазвития (см. приложение 5).

2. Тренировочную подготовку, которая может включать в себя:

1)             тренировки по использованию единого алгоритма;

2)             тренировки, на которых практически изучаются различные алгоритмы, методы, способы и приемы саморазвития и самообразования, предлагаемые к использованию в едином алгоритме;

3)             тренировки по использованию условий эффективной работы памяти;

4)             психологические тренинги, аутотренинги и др.

3. Целенаправленные занятия и тренинги по развитию тех или иных профессионально значимых свойств личности. Например:

1)             занятия по развитию скорочтения;

2)             занятия по развитию памяти;

3)             тренинги по развитию интуиции;

4)             занятия по развитию уверенности в себе, занятия по приобретению коммуникативных навыков, по приобретению навыков общения с противоположным полом.

 
 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru