использование систематизированных повторений и других законов эффективного запоминания в высших и средних учебных заведениях

Использование систематизированных повторений и других законов эффективного запоминания в высших и средних учебных заведениях

Использование систематизированных повторений и других законов эффективного запоминания в высших и средних учебных заведениях
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

«Британстская Комиссия по ресурсам рабочей силы опубликовала недавно результаты исследований, в ходе которых было выявлено, что если взять 10% самых лучших предприятий Великобритании, то почти в 80% из них были инвестированы значительные деньги и время в обучение, в то время как в тех фирмах , которые были отнесены к 10% самых лучших , на эту цель не выделялось ни денег , ни времени» -(1.1). Известно что Япония после Второй Мировой войны стала вкладывать значительные средства в образование, на сегодняшний день в Японии высшее образование является обязательным, этот момент считают одним из причин «Японского чуда». Из этих двух примеров можно сделать вывод что высокое образование населения в стране является очень мощным ресурсом для любого государства.

Если вдруг в нашей стране тоже решат ввести высшее образование как обязательный уровень образования – это может повлечь за собой рад проблем. Одной из них является то что обучение в современных вузах требует большой самостоятельности в обучении от студентов. Естественно что не все студенты средних специальных учебных заведений которые в данное время получают не получают высшего образования смогут и захотят получать образование такого высокого уровня. Таким образом для повышения качества образования необходимо будет разработать новый более строго контролирующий работу студентов вид обучения.

Такой вид обучения требуется не только в вузах но и в школах, техникумах.

Одной из проблем школ, вузов, средних спепециальных учебных заведений, различных курсов повышения квалификации является резкое снижение уровня знаний после окончания обучения, сдачи сессии, экзаменов, зачетов и так далее. В соответствии с кривой забывания по Эббингаузу -(2.1) в течение первых 144 часов после изучения материала забывается более 75% выученной информации.

Решением данной проблемы является :

1) Распределение заучивание материала на длительные сроки. «Равномерное распределение заучивания в течение двух дней приводит к более эффективному заучиванию, чем зазубривание почти всего материала во второй день» -(3.1). При отсутствии жесткого контроля за студентами может потеряться равномерное заучивание материала в течение всего курса.

2) Обеспечение своевременного повторения. «Один из важнейших способов закрепления информации - повторение » - (4.1). Но в целях экономии времени повторение следует проводить правильно. В книгах «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год и Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003 предлагается следующае схемы повторений:

1) «

повторение

время

первое

сразу после прочтения

второе


через 20м после прошлого повторения

третие

через 8 часов

четвертое

через сутки ( лучше перед сном).

» -(4.2).

2). «

повтор

время

1

10минут

2

24 часа

3

1 неделя

4

1 месяц

5

6 месяцев

» -(5.1).

3). «Домашнее задание необходимо выполнять в день их получения…Большая часть работы по усвоению и закреплению материала должна проводится в день его восприятия..» -(6.1).

4). «Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше» - (7.1).

5). «Вероятность запоминания чего-либо зависит от того , сколько раз данное событие вспоминается «прокручивается» в памяти. Припоминание события способствует его повторению и снижает темп забывания. …

…. не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание в течение четырех лет (забывалось 65 процентов материала). Даже однократной проверки было достаточно, чтобы снизить забывание, в то время как эпизоды, проверенные четыре и более раз, помазывали вероятность забывания в течение четырех лет всего лишь порядка 12 процентов, что могло служить дополнительным свидетельством эффективности постоянного напоминания для сохранения воспоминания». – (8.2).

Последние три высказывания особенно подчеркивают важность регулярных повторений для сохранения информации на очень длительные сроки.

Проанализировав эти две таблицы и высказывания можно вывести новую схему повторений:

повторение

время

1

сразу после проучки

2

10-20 минут после прошлого повтореня

3

через 8 часов (важно чтобы было в день проучки, если невозможно то хотя бы просто перед сном).

4

через сутки

5

через неделю

6

через месяц

7

через шесть месяцев.


Рациональность этих схем в этих источниках объясняется тем что повторить материал вовремя гораздо быстрее, чем выучить его заново после забывания.

Проанализировав полученную таблицу и график Эббенгауза можно предположить объяснение эффективности этой схемы повторений. Из графика Эббенгауза видно что в именно в первые дни идет основное забывание материала, затем забывание значительно замедляется. При очередном повторении мы должны полностью пройти весь материал, тот процент, который мы помнили на этот момент уже хранится в долговременной памяти, к нему мы добавили количество процентов материала равное 100% минус процент который мы помнили на момент повторения; большая часть примерно 75% вновь внесенного материала вскоре снова забудется а 25% вновь внесенного материала прочно засядет в долговременной памяти. Таким образом после 7 повторений распределенный в течение полугода мы прочно запомним на очень длительный период времени (почти на всю жизнь) почти 100% повторяемого материала.

Используя график Эббинагауза можно для иллюстрации нарисовать следующий график:


Здесь нарисованы несколько графиков Эббингауза каждый последующий график как бы накладывается на предыдущий ( здесь для каждого последующего графика осью абсцисс будет являться предыдущая линия Эббингауза).

Такая схема хороша тем что дает гарантированное знание на почти всю жизнь.

Данная схема повторений непроста в применении тем что необходимо следить за своевременностью повторения каждого вопроса по каждому предмету, что многие нерадивые студенты делать сами по всей вероятности не будут, многие будут учить только непосредственно перед экзаменом, контрольной, зачетом и так далее. Именно поэтому в обучении необходимо в группах таких студентов вводить жесткий контроль за обучением. Формы такого контроля давно разработаны – это всевозможные контрольные, коллоквиумы, опросы и так далее.

По ранее сказанному необходимо обеспечить равномерное распределение изучение учащимися материала в течение всего семестра.

Для достижения этой цели и соблюдения выше выведенной таблицы повторений можно предложить следующую систему повторений основанных на постоянных всевозможных зачетах, коллоквиумах (причем лучше чтобы каждый раз в опросах учавтвовали все студенты по примеру коллоквиумов а не несколько человек которых успеет спросить преподаватель за время отведенное на опрос).

Основной материал как в современных учебных заведениях можно предложить выдавать на лекциях, практиках, лабораторных работах и так далее.

«Скорость изложения материала лектором в среднем темпе превышает скорость конспектирования в относительном измерении более чем в 10 раз» - (8.1). «Восприятие, например, лекции построено так, что почти все внимание сосредоточенно на составлении конспекта. … В результате 90% внимания затрачивается на запись, а на понимание услышанного и записанного уделяется 10%.» - (8.2). В таком случае получается что на лекции студент занимается в основном просто «писаниной», особенно по трудным предметам. В этом случае нарушается такой принцип обучения как «Принцип сознательности и активности» -(9.1) («Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности» - (9.1)). Из приведенного выше можно сделать вывод о том, что система при которой использование конспектирования за лектором снижает эффективность обучения. Избежать этого можно если на лекции каждому учащемуся будут предлагаться распечатанные лекции, в которых будут выделены основные моменты и структурирован материал ( в этом случае будет еще использован и «принцип наглядности обучения» - (9.2) ). Такие лекции естественно должны безвозмездно выдаваться студентам. Лекции в соответствии с принципом доступности и сознательности и активности должны читаться с такой скоростью чтобы учащиеся успевали понять о чем идет речь, задать вопросы по материалу.

Известно что при длительной работе наступает утомление и отвлечение внимания, к тому же восприятие больших кусков информации подряд труднее чем более маленьких. «Для взрослых целесообразны перерывы на 10-15 минут каждые 40-50 минут»-(4.2). «Отвлечение внимания, утомление, необходимость переключения наступают через 15-20 минут» - (4.3). «Скрытое затвердевание знаний происходит в течение 10-20 минут» - (6.2). Исходя из этих высказываний можно сделать вывод сто одно занятие не должно превышать 15-50минут.

Для выполнения первого повторения сразу после усвоения материала можно предложить следующее строение занятие:

1) Лекция, которая не должна превышать 15-45 минут в зависимости от сложности и законченности материала. ( После чего лектор может покинуть аудиторию, а работу с учащимися продолжат ассистенты).

2) Сразу после лекции целесообразно дать учащимся дополнительное время в размере 5-35 минут для самостоятельного усвоения непонятых на лекции моментов.

3) После чего проводится письменный опрос по корневым моментам лекции. После чего работы собираются.

4) После этого дается еще некоторое время для просмотра и повторения лекции.

( Такое занатие может иметь такой вид 1) 20м 2) 10м 3) 10м 4) 10м).

Таким образом будет осуществляться первое необходимое повторение материала. Если же материал слишком сложен для усвоения в течение одного занятия и требует учета явления реминисценции и предварительных повторений перед полным заучиванием то необходимо, за несколько дней до этой лекции выделять дополниктельные занятия в размере не превышающем в сумме по времени основоного занятия (это следует из высказывания «Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию ( повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть» - (7.2) ).

Такой подход позволяет не только добиться обязательного первого повторения материала, но добиться такого принципа как «установка на запоминание» ( «запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу» - (7.3). «обязательно нужно создавать психологический настрой на … прочное усвоение изучаемого материала» - ( 6.3). ). То есть мы добиваемся выполнения «Закона готовности к запоминанию». «Установка на запоминание как правило, значительно улучшает работу памяти» - (4.4). А так как проверка знаний будет проводится «здесь и сейчас» то есть сразу после осмысления, то можно рассчитывать на максимальную отдачу учащихся, конечно при должной мотивации, то есть зависимости успешности учащихся от их оценок за контрольные.

После такой лекции исходя из выше сказанного необходимо сделать перерыв 10 -20 минут, после которого снова будет проведен контрольный письменный опрос по этой лекции, после которого снова должно быть выделено время для повторении материала. На этот опрос должно выделяться время примерно равное первому опросу и повторению. В такие перемены с целью избежания того что учащиеся будут готовиться к предстоящему опросу необходимо их занять чем-то: прием пищи, выполнение физических упражнений, и так далее.

В соответствие с выведенной таблицей мы обеспечим второе повторение. ( Для удобства проверки таких контрольных лучше проводить их на компьютерах, а учащимся не писать а набирать материал). Второй письменный опрос также будет дополнительной мотивацией которая побудит учащихся к более качественной проработке материала во время после первой контрольной.

Далее восьмичасовое, суточное, недельное, повторение проводится аналогично второй контрольной работе.

Месячное и полугодовое повторение можно предложить проводить во время ежемесячных коротких экзаменационных сессий. Это позволит связать материал в более крупные куски. ( Можно предложить такое расположение ежемесячных сессий: 3 недели обычная учеба по шести дневной системе, четвертая неделя сдача экзаменов ( по несколько в день) и в конце недели каникулы примерно 3-4дня).

Для достижения наибольшего эффекта можно проводить занятия не подряд а разбросать на весь день, с большими перерывами на самостоятельное время, развлечения и так далее. Естественно такое возможно только если учебное заведения типа интерната, военное училище , где учащиеся живут тут же , и в обычных университетах при условии что общежитие или квартиры студентов находятся в том же корпусе или очень близко от них. Такие учреждения в идеале могут представлять мини учебные городки , в которых должны присутствовать радом все спортивные, развлекательные, оздоровительные комплексы. Естественно такие учебные заведения будут весьма дорогостоящими.

При невозможности такого можно просто проводить учебный день в две смены: утром и вечером, а днем свободное время.

При обучении в таких учебных заведениях в случаях несостыковки расписаний проведения занятий преподавателями можно предложить использовать формы дистанционного обучения чрез локальную мини компьютерную сеть учебного заведения.

Выше приведенные вырезки из литературы в какой то степени являются обобщенными, а для конкретных случаев, конкретных предметов можно предложить создание в таких учебных заведениях научных групп которые будут исследовать вопросы распределения материла, продолжительность, и время проведения таких занятий для конкретных случаев, изучаемых предметов, конкретных тем.

Такие учебные заведения естественно будут в некоторой степени ограничивать частично самостоятельную работу учащихся, но в соответствии с выше приведенными рассуждениями и выводами обеспечить конвейер гарантированно усвоенных на очень длительный срок знаний – гарантированное образование.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович


Литература:

1. Тони Бьюзен «Учебник быстрого чтения» ПОПУРИ Минск 2001. 1) – стр.13.

2. С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. 1) стр.284.

3. Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. 1) стр80. 2) стр.123.

4. «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год. 1) стр.102. 2)стр.105. 3) стр180. 4) стр.65.

5. Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. 1) стр.90.

6. И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. 1) стр.278-279. 2) стр.280. 3) стр278.

7. Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . 1) стр.239. 2) стр. 238-239. 3) стр.240.

8. Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2003. 1) стр.20. 2) стр.118.

9. И.П.Подласый «Педагогика» Москва ВЛАДИС 2000. 1) стр.446. 2) стр.448.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru