алгоритм изучения учебного материала старшеклассниками с использованием смыслового разбиения учебного материала (школа)

Алгоритм изучения учебного материала старшеклассниками с использованием смыслового разбиения учебного материала (школа)

Алгоритм изучения учебного материала старшеклассниками с использованием смыслового разбиения учебного материала (школа)
(0)

Алгоритм изучения учебного материала старшеклассниками с использованием смыслового разбиения учебного материала (школа)

Количество информации в современном обществе увеличивается с каждым днем, от человека требуется все больший уровень образованности. Такое положение требует от человека улучшения, ускорения и большего качества образования, а это требует создания современных методик обучения с использованием последних достижений в науке, технике, педагогике, психологии.

Человек в современном обществе должен не только учиться,но и учиться учиться.

Не все старшеклассники могут позволить себе глубокое изучение данной сферы знаний, им требуются простые четкие педагогические и психологические схемы которые они могли бы использовать в жизни, не вдаваясь в подробности и глубины этих наук. К сожалению литературы такого рода практически нет, в основном представлена сложная для многих людей научная литература, а научно практическая литература представляющая собой набор общих принципов,из которых сложно вывести какой либо план самообразования.

Проанализировав широкий спектр педагогической и психологической литературы (А.Д. Алферов, И.Ф. Харламов, И.П.Подласый, Р.С. Немов, И.Я. Зимняя, П.И. Пидкасистый и др.) можно предложить следующую универсальную схему обучения и провести следующие рассуждения.

При изучении того или иного материала мы часто имеемдело со списками они могут быть от 2 до сотен и больше элементов.Встает вопрос как лучше исходя, из законов памяти, разбить эти спискина подсписки для более комфортного, быстрого, безошибочногозапоминания этого списка и в дальнейшем воспроизведения и работы сэтим списком без опоры на текст.

В Психологии давно известно что «Кратковременную память характеризует такой показатель, как объ­ем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации»33.Таким образом в каждый момент времени человек способен качественно и быстро работать для большинства населения с 7 элементами, при этом неважно какие элементы при этом используются. Это могут быть предложения, абзацы, параграфы, книги, науки и т.д. Отсюда можно сделать вывод что при изучении любого списка лучше свести его к нескольким под спискам каждый из которых состоит из количества элементов не привышающих объема кратковременной памяти данного человека. В этом случае будет достаточно однократно «загрузить»из долговременной памяти человека или конспекта данный список и работать с ним из кратковременной памяти не обращая заново к источнику.

Часто во время учебы, работы, и т.д. кратковременнаяпамять человека может быть занята, еще какими нибудь элементами кромесписка с которым человек работает, это могут буть такие элементы как«помнить что надо подойти к преподавателю с журналом»,«помнить про вопрос возникший неожиданно по материалу лекции,по не будет удобно его задать» и т.д. В этом случае возникаетнекоторые неудобства с работой со списком который полностью занимаеткратковременную память человека. Исходя из этого можно сделать вывод,что для более комфортной работы с каким бы то нибыло списком лучшебудет если он будет не полностью занимать кратковременную память,оставляя место для дополнительных элементов и не допускаяперенапряжения и переполнения кратковременной памяти. Здесь встаетвопрос: «Списки с каким числом элементов лучше использовать дляболее комфортной и быстрой работы с учебным, рабочим и др.материалом?». Так как максимальное число которое можетсодержать кратковременная память человека составляет 5-9 элементовможно проанализировать и прикинуть + и – списков состоящих изкаждого такого числа элементов.

Ясно что список состоящий из 1 элемента трудностей для запоминания не представляет, список состоящий из 2х элементованалогично, 3 в среднем заполняет оперативную память только наполовину и может обеспечить комфортную работу с данным списком, 4 –аналогично 3му, 5 уже больше чем на половину для любого человеказаполняет оперативную память человека и уже требует немалой доли сосредоточения ,6 это число элементов у большинства населения уже предельно заполняет оперативную память человека и требует сильногососредоточения на материале,7 аналогично 6, 8 это число превышает объем оперативной памяти большинства населения, 9 – аналогично,10 и другие числа недопустимы так как превышаю объем оперативной памяти любого человека и требую постоянной загрузки из оперативной памяти частей списка или подглядывания в конспект, что может привестик снижению скорости и качества работы, запоминания, воспроизведения материала. Суждения приведенные выше носят весьма приближенный характер и индивидуальны для каждого человека так например длячеловека с оперативной памятью в 9 элементов практически не составиттруда работа со списком из 5 элементов, а скажем у человека с оперативной памятью 5 в элементов данный список потребует много сил ине обеспечит комфортной работы. Таким образом можно сказать что длявсего населения наиболее наиболее легко запоминаимыми и обеспечивающие комфортную работу являются списки состоящие из 1-4элементов, хотя для каждого человека индивидуально. Здесь каждый человек должен оценить свои возможности и определить для себя с какими списками ему легче и комфортнее работать. После того как каждый человек определит для себя размер списка исходя из природных способностей его кратковременной памяти, для определенности возьмем списки размером 1-4, так как такой размер подходит для любого человека даже с самым небольшим размером оперативной памяти. Можно будет предложить подгонять любой список под данный, путем разбивкиего искусственно на подсписки с заголовками или без них, при этом списки состоящие из одного элемента будут просто подсписками с заголовками но без содержимого, где заголовками являются самиэлементы данного списка. Следует отметить что при таком способе разбивки число 2 оказывается не всегда удобным, так как при его использовании приходится давать отдельный заголовок или перезагружать оперативную память только из-за списка только в двое превышающего заголовок, это допустимо, но приводит к значительному увеличению«глубины» списка, то есть числа разбивок данного списка на подсписки, подсписков на свои подсписки и так далее. По этой причине составление под списков с такого размера лучше избегать, хотяони в полне допустимы так как не превышают объем оперативной памяти.При этом со списками состоящими из одного элемента таки проблем не происходит, так как они могут являться заголовками подсписков несодержащих элементов. Например список: « Ребенок как себьектразвития – общефизическое, интеллектуальное, нравственное,эстетическое, эмоциональное развитие»34,можно предложить разбить по смыслу на такие подсписки: 1)Интеллектуальное, 2) Общефизическое, 3) 3.1) нравственное, 3.2)эстетическое, 3.3) эмоциональное. Здесь 3 подсписка, 2 из них не имею элементов (подсписков), один является подсписком состоящим из 3х элементов без заголовка (при этом для себя отмечаем что эти 3 элемента из подсписка более абстрактные чем 1 и 2, можно даже это вынести в заголовок). Хотя для некоторых комфортно будет работать и просто со списком из 5ти элементов, что нельзя было бы сказать если бы исходный список состоял из 10 элементов.

Такой способ разбивки списков на подсписки применим для списка состоящего из любого числа элементов четного или нечетного,кратного 3, 4 или не кратного им, ведь как известно из математики любое натуральное число можно составить из элементов 1, 3, 4.

При такой разбивке легко можно составить графсхемы (они умещаются по ширине страницы, например для приведенного списка

что внесет еще элемент наглядности и систематичности в обучение и приведет к улучшению качества запоминания. «Используйте схемы,планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги),последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся»35.

Используя выше приведенные рассуждения можно предложить следующую универсальную схему изучения любого печатного материла:книг, статей, лекций, параграфов, списков и т.д.

Любой текст любого размера можно предложить разбивать наотдельные части образую при этом список состоящий из 1,3,4,иногда 2 элементов. Конечно разбивать данный текст необходимо по смыслу. Такая работа как разбиение текста на смысловые части естественно потребует глубокой проработки и продумывания смысла написанного, что приведет к более прочному запоминанию – здесь будет реализовываться принцип сознательности обучения «Обучайте так, чтобы учащийся понимал, ... и никогда механически не выполнял учебных действий,предварительно и глубоко не осознав их»36. Заучить заголовки этого списка исходя из выше приведенных рассуждений не составит труда. Если требуется общее, неглубокое знание материала или же материал настолько простой и легко выводящийся из опыта конкретного человека на этом моменте можно остановиться, раскрыв содержание пунктов списка в общем, своими словами. Если же требуется более глубокое знание материала или же он большой по размерам, то получившиеся части текста разбиваются на свои подсписки, каждому подсписку дается свой заголовок и воспримется как завершенная часть исходного материала, если глубины знаний достаточно то опять же на этом можно остановиться, если требуется еще более глубокое усвоение материала, данные подсписки снова разбиваются на свои подсписки и так далее. При продолжении этого процесса можно дойти до подсписков где элементами являются смысловые части отдельных предложений исходного материала. При этом для отдельных подсписков которые например для данного предмета не так важны процесс разбиения на списки может закончится раньше, и соответственно менее глубоко изучаться, важнейшие моменты могут быть заучены дословно слово в слово. При такой работе естественно необходимо отбирать материла который надо дословно заучить, который надо знать в общем, который можно придумать по ходу самому (например примеры), и так далее. До необходимой глубины можно составлять графические схемы.

При такой работе можно дословно заучивать целые книги,не напрягая и не переполняя при этом свою оперативную и долговременную память, ведь из долговременной памяти при повторении будет загружаться не весь материал, а отдельные его части –элементы подсписка определенной глубины.

Для более комфортной работы с составляемым списком можно предложить следующую систему нумерации 1), 1.1), 1.1.1), 1.1.1.1),1.1.1.1-1), 1.1.1.1-1\1) и так далее; параллельно можно использовать другую нумерацию например 1!, 1»,1№,1;,1%,1?,1*,1) и так далее,то есть выбрать для себя последовательность обозначений, чтобы исключить путаницу среди обозначений. При этом можно использовать индивидуальный подход: каждый ученик в праве выбрать свою систему нумерации, со своими значками обозначениями и так далее.

Для соблюдения принципа наглядности кроме графическихсхем можно предложить использование различных цветов при написаниизаголовков, текста различной глубины, выделение в рамки,подчеркивание и так далее.

Благодаря тому, что при таком способе изучения материалачасть времени основная цель не запомнить материал а систематизироватьего, активно используется непроизвольное запоминание которое помнению Рубинштейна является предпочтительнее; «важнейшаязадача — организовать учебную деятельность так, чтобысущественныйматериал запоминался учащимся и тогда, когда он работает с материалом, а не только его запоминает»37.

Очень большие возможности для такой работы даютсовременные информационные технологии. Появление новыхжидкокристаллических и плазменных мониторов практически снимаютпроблему вреда для здоровья компьютеров, теперь перед монитором можносидеть практически весь день, активно используя его в обучении.Использование компьютера позволяет широко применять принципнаглядности, систематизации, ускоряя работу и облегчая работу сматериалом. Большие возможности для разбиения текста на списки,обведения в рамки, выделения различными цветами важных моментов втексте, всевозможные подчеркивания, использование анимаций и др.позволяют современные издательские системы, например MicrosoftWord10 (смотреть приложение 3), ADOBEPAGEMAKER,QUARKPRESS,ADOBEINDESIGNCS,PUBLISH-ITи другие, современные системы презентаций, обработки изображений идр. Например такая возможность как схема документа в издательскойсистеме MicrosoftWord10 позволяет быстро создавать оглавление сносок на части текста, чтозначительно ускоряет работу с материалом, уменьшение скоростиперелистывания страниц – достаточно нажать на кнопку PageDownи другие возможности позволяют значительно ускорить переработкуматериала в список и вообще процесс обучения. При этом параллельно сизучением отдельных дисциплин приобретается навык работы скомпьютером и информационными технологиями, что значительно улучшитзнания выпускников школ.

Например: Известно что «скорость записи –около 60 зн./мин»38,при использовании компьютера, а именно наборе при помощи компьютера«можно достичь ..скорости , ...до 500 ударов в минуту»39,а это в 8,5 раз превышает скорость письма. Если учесть более удобочитаемый и наглядно оформленный текст получаемый в результате, то можно сделать вывод что набор текста гораздо предпочтительнее при обучении чем конспектирование. Следовательно можно предложить использование набора лекций и изучаемого небольшого материала посредством набора, с дальнейшим разбиением в списки, с дальнейшей проработкой на ЭВМ.

При использовании этой системы изучения материала, можнозаучивать целые книги, учебники – при этом опорным спискомстановится оглавление, которое само совершенствуется, разбивается наподсписки.

Обобщая данную систему обучения можно предложить еевообще за основу эмоционального представления расположения материалав памяти человека, и облегчая тем самым поиск информации в памяти.При таком способе можно например определить для каждой информацииопределенный путь как в памяти компьютера. Например: Науки –далее выбираем – математики – высшая математики –математический анализ – теория функций комплексных переменных –вопрос: Производная функция комплексного переменного. Еслииспользовать такой принцип например в школе – ученики будутчетко знать какой вопрос из какого раздела, когда изучался и такдалее. Такой метод может развивать способности обучающихся иисключать бесследное забывание материала, также он можетиспользоваться для помощи учащимся вспомнить тот или иной параграф,указывая место нахождения его в памяти.

Можно также использовать данную систему изучения присоставлении учебных пособий, заранее структурируя материал, составляяграфические схемы, и предлагать учащимся уже готовые для заучиваниясписки приведенные в учебных пособиях, освобождая тем самым вниманиеучащихся от конспектирования для более глубокого продумывания смыслапредложенного материала.

Такая система изучения благодаря предоставлению конкретного плана действий при изучении того или иного материала учащимся может значительно повысить качество обучения.

1

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год стр.274.

2

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).

3Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

4Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.274.

5Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.276.

6Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

7Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

8Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.153.

9Психология и педагогика. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.РозумС-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. стр 90.

10Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

11Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

12Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.105.

13Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитиипамяти. Тони Бьюзен ПОПУРИ Минск 2003. Стр.90.

14Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.104.

15Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.152.

16Педагогика. И.П.Подласый Москва ВЛАДИС 2000. стр.451.

17Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.160.

18С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва,Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. стр.284.

19Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке иразвитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. стр80.

20«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.102.

21«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

22Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезныхуспехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. стр.90.

23И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр.278-279

24Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.239.

25Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР2003. стр.118.

26«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

27«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр180.

28И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.280.

29Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.238-239.

30Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .стр.240.

31И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр278.

32«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.65.

33Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001.

34В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практическойпсихологии). 235 с.

35Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. Стр. 451.

36Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. С. 446.

37С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

38Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. –СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. С. 29.

39Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. –СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил.

40Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. С. 254.

41Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

42Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 226.

43Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

44Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

45Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

46Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

47Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 263.

48Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. стр. 278.

49Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

50Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

51Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

52Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 608 с. стр. 220.

53Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии»).

54Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

55С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

56Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

57Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

58Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

59Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

60Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

61Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

62Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

63Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович (ранняя научная статья, до получения окончательного профессионального образования)
 

Рейтинг@Mail.ru