В процессе профессиональной деятельности часто бывает необходимо заняться самообразованием. При организации самообразования очень удобно использовать такие конечные, завершенные, структуированные источники как книги.
При организации самообразования важно использовать повторение уже изученного материала, с целью улучшения качества сохранения материала в длительном периоде (Подласый И.П., Немов Р.С.).
Анализ ряда источников (Немов Р.С., Рубинштейн С.Н., Т. Бьюзон) позволил выявить следующую примерную последовательность повторений: 1) сразу после изучения, 2) через 10-20 минут, 3) через 1,5 часа, 4) 8 часов, 5) сутки, 6) неделю, 7) месяц, 8) 6 месяцев, 9) 2,5 года, 10) 12.5 лет. Для самоконтроля при организации повторений можно использовать таблицы, но это не всегда удобно, особенно при работе с большим числом источников в длительном периоде. Использование таблиц занимает значительное количество времени.
В качестве менее точного, но требующего меньших временных затрат на организацию самообразования является использование закладок. При этом используются 10 закладок, каждая из которых пронумерована по порядку и имеет пометку о временном промежутке по истечение которого к месту заложенному в книге, необходимо обратиться. Материал при этом изучается последовательно без пропусков и изменения порядка изучения страниц книги. После обращения к материалу, начиная со страницы, помеченной предыдущей по номеру закладкой, на этой закладке, в соответствии с помеченным временем отмечается дата и время обращения к материалу начиная со страницы помеченной следующей по номеру закладки. При этом прорабатывается весь материал между предыдущей, и следующей по номеру закладкой. После того как закладка окажется в конце книги она убирается.
При работе с электронным материалом в качестве закладок можно использовать встроенные программные средства. Например MS Word позволяет создавать и использовать электронные закладки. Посредством макросов и MS Outlook можно организовать автоматическое напоминание о необходимости организации следующего повторения по истечении определенного промежутка времени.
Такой способ организации повторений позволяет соблюсти примерный график обращений к материалу, с целью повторения, что может обеспечить сохранение и более глубокое усвоение материала. Такая организация самообразования может значительно улучшить качество профессиональных знаний.
Использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рационализации настоящего и будущего самообразования студентов.
Румянцев С.А.
Пензенский государственный педагогический университет
им. В.Г. Белинского, г. Пенза, Россия
Анализ ряда источников (Т. Бьюзон, М. Зиганов и др.) показал что изучение и повторение материала посредством чтения дает примерно 10% уровень запоминания материала. При этом предела развития скорости чтения практически не существует. Следовательно если человек сможет прочитывать за то время, которое ему необходимо на изучение какого-нибудь материала, в 10 раз больше по объему литературы на изучаемую тему, то уровень знания будет эквивалентен, а при увеличении скорости чтения такой способ изучения может значительно превзойти по объему изученного и усвоенного материала другие способы запоминания материала. Такой способ изучения вероятно более предпочтителен для материала не требующего глубокого анализа, а материала суть которого можно уловить на лету.
Одними из способов увеличения скорости и качества запоминания материала при чтении являются: использование специальных упражнений, описанных в литературе по скорочтению использования компьютерных обучающих и развивающих программ. Современному и будущему студенту эти способы могут не подойти в связи с нехваткой времени может быть недостаточно мотивации для проведения такой самостоятельной работы. Для решения данной проблемы можно предложить использовать следующий алгоритм развития навыков скорочтения:
Алгоритм: 1. Студент читает необходимую ему по учебе, для самообразования или развлечения литературу (примерно 50 – 90 %) выделенного времени). 2. Контролирует и поправляет проведения процесса чтения, находит ошибки и исправляет их (регулярно с любой выбранной периодичностью в зависимости от числа прочитанных страниц или времени. Например каждые 2-50 страниц или каждые 3-15 минут. При этом на процесс затрачивается примерно от небольшого числа до 20 процентов выделенного времени). 3. Использует специальные упражнения для развития навыков скорочтения (примерно от небольшого числа до 50 % выделенного времени).
Например: 1,2) 30 минут студент читает литературу, останавливая процесс чтения каждые 9 минут, с целью самоконтроля и самокоррекции, затрачивая по 1 минуте на каждую остановку. 3) 10 минут упражняется по книге или компьютерной программе.
Пояснения: 1. Развитие скорочтения проводится во время повседневной работы с литературой (художественной, научной и др.). 2. Развитие скорочтения должно происходить постоянно в течение всего периода обучения и профессиональной деятельности. 3. Любое чтение при использовании этого алгоритма становится само по себе упражнением по развитию скорочтения. 4. В первом пункте алгоритма можно использовать упражнения по развитию скорочтения, требующие непосредственного чтения и не наносящие большого ущерба качеству запоминания материала. При этом использование специальных упражнений и средств в процессе чтения должно чередоваться с обычным чтением без использования специальных программ и упражнений, чтобы исключить привыкание только к определенному виду чтения, посредством использования данного конкретного упражнения. Например а) упражнения по расширению угла чтения при изучении электронных источников, посредством сужения и расширения окна брандмаузера, до ширины чуть большей комфортного чтения посредством одного взгляда на строчку и чтения по линии сверху вниз; б) чтение текстов с использованием программ последовательно выводящих слова и строки на экран на доли секунды. 5. Проценты приведенные в скобках в пунктах алгоритма выбираются индивидуально каждым участником процесса, исходя из временных возможностей и сиюминутного увеличения скорости чтения посредством использования упражнений, самоконтроля и самокоррекции. При этом время затрачиваемое непосредственно на развитие навыков скорочтения должно полностью окупаться сиюминутным увеличение скорости чтения посредством самокоррекции и упражнений, если студент не имеет дополнительных временных ресурсов. 6. Для временного контроля в процессе чтения используются секундомеры со звонком, компьютерные программы подающие звуковой сигнал и засекающие время. 7. При развитии навыков скорочтения можно предложить использовать как можно больше различных источников по данной теме и специальных компьютерных программ.
Такой алгоритм развития навыков скорочтения может значительно увеличить скорость и качество запоминания материала.
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович