Во время целенаправленного саморазвития и самообразования в процессе познавательной деятельности желательно учитывать индивидуальные особенности студента, материала, целей изучения материала и саморазвития: «Новые модели организации учебного процесса требуют более глубокого соотнесения учебно-воспитательного процесса с биоритмами его участников» [68,51]; «Ряд авторов отмечает зависимость продуктивности произвольного запоминания от личностных особенностей испытуемых» [18,121]. Определенную помощь определению и учету перечисленных факторов и при определении наиболее эффективных подалгоритмов самообразования, саморазвития в зависимости от уровня развития, психофизиологического состояния студента может оказать предварительная самодиагностика студента, его состояния, целей самообучения и саморазвития в кратковременном и долговременном периоде: «Процесс обучения достигает наибольшей простоты, когда методы обучения учитывают содержание материала, уровень знаний обучаемого и предварительные навыки при изначальном планировании» [76,392].
Составной частью такой самодиагностики может являться психодиагностика и возможности, которые она предоставляет на сегодняшний день.
Результаты диагностики могут помочь студенту во время дальнейшей познавательной деятельности и саморазвития: «В любом варианте всякая информация о процессе или результате выполнения действия есть обратная связь, осуществляющая контроль, регуляцию и управление» [17,213]. Результаты диагностики могут помочь студенту при адаптации под себя некоторых условий эффективной работы памяти, условий эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования: «Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта» [31,254].
Диагностику можно предложить проводить при помощи такого способа, как тестирование: «Основной психодиагностический инструментарий представляют собой тесты» [30,485]. По результатам тестирования определяется дальнейший план действий человека, по изучению материала, саморазвитию и других манипуляций студента (психологические тренинги, упражнении по саморазвитию и т.д.): «Диагностика (от греческого «диа» - прозрачный и «гнозис» знание) – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе» [46,94].
Диагностика может проводиться посредством простого тестирования и самостоятельного анализа результатов, например при помощи книги. Или при помощи специально написанных программных средств, самостоятельно подсчитывающих и выдающих результат тестирования или учитывающих при дальнейшем выполнении алгоритма программы.
Использование диагностики может оказывать положительное влияние на мотивацию студента. Студент в этом случае может сравнить свой уровень развития с тем уровнем развития, который у него был некоторое время назад, заметить определенный прогресс, что может стимулировать желание дальнейшего развития, а также повышения его эффективности.
Самодиагностика может являться начальным этапом саморегулирования: «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ Первый этап: Диагностика и осознание содержания предстоящей деятельности» [70,41-42]. Следовательно, использование диагностики может привести к повышению уровня саморегуляции, благодаря приобретению опыта и совершенствованию навыка, одного из этапов саморегулирования. Кроме того, использование самодиагностики приводит к повышению уровня саморегуляции личности посредством повышения объективности оценивания результативности деятельности: «Важным проявлением предметной саморегуляции служит умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных» [17, 254].
Достаточно широкие возможности для повышения эффективности самодиагностики, уменьшения времени, затрачиваемого на организацию своего саморазвития студентом и соответственно увеличения времени на собственно саморазвитие может предоставить компьютер и специально написанное для тестирования программное обеспечение, автоматизирующие часть работы по самодиагностике.
Автор: к.п.н., Румянцев Сергей Александрович