На повышение эффективности саморазвития и самообразования может оказывать некоторое влияние среда, в которой протекает саморазвитие и познавательная деятельность (организация рабочего места, используемая техника, уровень шума и т.д.) и физическое состояние тела (качество здоровья, самочувствие, физическое развитие и так далее). Оборудование среды саморазвития и самообразования студентов может руководствоваться в некоторой степени рекомендациями педагогов: «В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место» [62,55].
Элементами окружающей среды можно считать:
1. Эффективная удобная организация рабочего места.
2. Качество воздуха (влажность, чистота, содержание кислорода).
3. Ионизация воздуха: «Имеющиеся данные позволяют предположить необходимость установки ионизаторов в помещениях, предназначенных для отдыха, а также в системах вентиляции зданий» [54, 469].
4. Шумовые характеристики.
5. Цветовые характеристики: «Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета» [54,466].
Для повышения эффективности саморазвития и самообразования можно предложить организовывать окружающую рабочую среду таким образом, чтобы она способствовала повышению эффективности саморазвития и самообразования, рекомендации по организации рабочей среды можно найти в психолого-педагогической литературе [64, 54, 35].
В качестве элемента среды самообразования и саморазвития может выступать автоматизированное рабочее место.
Автор: к.п.н., Румянцев Сергей Александрович